Стратегический выбор
"Вестник" продолжает публиковать материалы "круглого стола" на тему "Безопасность России в преддверии войны нового типа", состоявшегося недавно в Москве с участием ведущих специалистов в области международных отношений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию точку зрения на эти проблемы Дмитрия ТРЕНИНА, заместителя директора московского отделения Фонда Карнеги.
Cейчас мир столкнулся с войной нового типа. Это война новыми средствами, в новых измерениях, включая информационные и финансовые. Главная отличительная характеристика этого типа войн - асимметричность.
Атака на США 11 сентября стала объявлением этой войны. Не надо думать, что война объявлена лишь Соединенным Штатам Америки. Противниками террористов являются не только страны Севера, включая Россию, но и умеренные режимы на Ближнем и Среднем Востоке, которые стремятся к модернизации своих стран.
Цели тех, кто объявил эту войну, на мой взгляд, идут очень далеко. Они направлены на разрушение статус-кво в региональном и, потенциально, в мировом масштабе. Главный объект вожделений бен Ладена - слабые режимы Саудовской Аравии с ее огромными финансовыми ресурсами и Пакистана с его ядерными возможностями. Это две наиболее проблемные страны на сегодняшний день.
Глубинная причина конфликта лежит не в разрыве между богатыми и бедными. Бен Ладен - не самый бедный человек в мире, и те, кто организует террористические операции по всему миру, не испытывают недостатка в деньгах. Талибы сидят на колоссальных опиумных и героиновых запасах, которые они выгодно сбывают наркомафии.
Основной проблемой, порождающей условия для распространения терроризма на Ближнем и Среднем Востоке, является неспособность стран региона осуществить модернизацию, вписаться в современный мир. Над этой проблемой нужно думать и нам, имея в виду соседей, прежде всего Центральную Азию и Кавказ.
Выбор президента В.Путина, озвученный им в выступлении 24 сентября 2001 г., имеет принципиальное значение. Речь идет не об эмоциях, а о трезвом расчете и впервые обозначенных элементах внешнеполитической стратегии. Дело в следующем.
После распада Советского Союза у Российской Федерации было три варианта действий. Первый (традиционный) - попытаться восстановиться как обособленная держава. Для этого, однако, нет и не будет ресурсов. Второй - постараться взять реванш за поражение в "холодной войне". Это путь к катастрофе. И наконец, третий - трансформировать, "переформатировать" Россию уже как часть возникающей единой Европы. Это самый перспективный путь, но одновременно и самый трудный и сложный.
Сейчас вопрос состоит в следующем: каким будет союз России и Запада? Есть два варианта. Либо временная коалиция, похожая на союз Сталина, Рузвельта и Черчилля, либо долговременный альянс, открывающий возможности для дальнейшего развития России как части Европы.
Если Россия делает выбор в пользу последнего, то надо честно признать, что речь идет об интеграции в международную систему, где Соединенные Штаты выступают в качестве лидера. В этом контексте задача правительства состоит в обеспечении интеграции страны в экономические, политические и военные структуры Запада на максимально выгодных для России условиях. Уже в ближайшее время нам необходимо стать де-факто союзниками НАТО. Тогда у нас будет возможность участвовать в процессе принятия решений. В этих условиях расширение НАТО перестает быть проблемой для нашей национальной безопасности. Для европейской безопасности в целом расширение НАТО - вопрос второстепенный. Ошибка российской дипломатии середины 90-х гг. заключалась не в том, что она не смогла предотвратить расширение НАТО, а в том, что не продвинула вперед отношения России с НАТО, не сделала их более глубокими, чем отношения с альянсом таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия.
То же самое можно сказать и о проблеме ПРО. Необходимо развернуть проблематику ПРО в направлении налаживания сотрудничества России и Запада, сотрудничества военно-промышленных комплексов России, Америки и Европы.
Наступление новой эпохи делает проблемы, доставшиеся нам от "холодной войны", реликтами уже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Опираясь на новое сотрудничество, нужно прежде всего быстро разобрать завалы прошлой конфронтации. Не следует суетиться и торговаться по мелочам. Россия сможет получить гораздо больше - в самых разных областях, - если сумеет создать образ страны, являющейся другом, партнером и союзником Америки.
В начало