Александр Ципко: "Найти оптимальную формулу"
Можем ли мы быть нормальной цивилизованной страной, можем ли развиваться в рамках общего цивилизационного поля? В этом суть вопроса. На мой взгляд, для того чтобы ответить на него, надо понять, в чем смысл центризма в России.
Мы не учитываем, по-моему, три фактора. Первое. Нынешний этап развития Российского государства - это уникальная ситуация. Россия сегодня - разрушенное государство, осколок империи, над которым до сих пор висит угроза самораспада. Нельзя рассуждать о партиях в России, не учитывая этого. И в этом смысле мы кардинальным образом отличаемся от стран Восточной Европы, которые в результате демократии приобрели собственные национальные государства. Мы же сами все разрушили.
Второе. Мы не учитываем современный этап нашей революции. Можно по-разному относиться к книге В.Мау, но он, по-моему, точно определил, что это - последний этап тех революционных преобразований, которые начались в 1985г., и мы вошли в этот этап постреволюционной стабилизации. Люди устали от политики, они хотят стабильности, уверенности, четких ориентиров, определенного лидера. И в этих условиях все взгляды направлены в сторону патриотизма. После распада государства мы движемся к восстановлению.
И третье существенное обстоятельство. У нас в России особые принципы структуризации политического поля. С точки зрения классической у нас партий нет. Но все-таки у нас всегда, всю историю России, по крайней мере последние 150 лет, начиная, наверное, с писем П.Чаадаева, всегда существовали две четко выраженные партии - западническая и славянофильская. Потом они претерпели модернизацию, но у нас всегда существовало разделение между традиционалистами, для которых национальное самосознание, национальное достоинство, суверенитет выше демократических ценностей, и демократами, европейцами, для которых сама свобода выше государства.
Об этом нельзя забывать, потому что все мы выросли из этой борьбы. Вспомните послехрущевский период: существовали две линии - партия "Молодой гвардии" и партия "Нового мира". И когда я пришел работать в ЦК КПСС (1986 г.), там тоже существовало жесткое разделение. Были интернационалисты, мечтавшие о социал-демократизации партии. И был Лигачев - с одной стороны, крайне "левый", а с другой - активно пытавшийся помогать русским националистам по различным каналам.
Уникальность нашей ситуации в том, что она перевернута. С одной стороны, наши "левые", нынешняя КПРФ, - это "правые" традиционалисты-консерваторы, они намного ближе к республиканцам в Соединенных Штатах. А с другой - наши так называемые правые, которые умудрились в своей декларации записать, что видят в государственничестве основную опасность России. Потом они пишут, что основное богатство - не наши территории, не наши традиции, не наши природные ископаемые, не наши армия и флот, а наш индивидуальный потенциал. Это классическая идеология "граждан мира".
Эта ситуация разрыва между почвенниками, традиционалистами, националистами (там есть много, конечно, вариантов), которые рассматривают проблемы национального суверенитета, национального достоинства как основные задачи, и, с другой стороны, партией западников, для которых проблемы свободы, рынка, прав личности выше проблем государства, прошла практически через нашу революцию 1989 - 1991 гг. И в 1993 г. было то же самое.
Но после 1993 г. мы наблюдаем поразительное явление. Практически, "партия власти" начинает перехватывать лозунги тех, кого она разгромила. И сейчас на политической арене перестают играть сумасшедшие почвенники, которые говорят о русском бытии, о специфике русской цивилизации, о соборности, о том, что для нас не нужен закон. Их все меньше и меньше.
И вот, как мне кажется, в нашем русском контексте, в рамках вечного противостояния, разлома культур, проблема центризма - это проблема нахождения оптимальной формулы, с которого, собственно, и начиналось "Отечество", проблема нахождения возможности примерить национальный суверенитет, национальные традиции, национальное достоинство с общими цивилизационными рамками. Вот в чем идеологический смысл этого поиска. Помните статью В.Путина "Россия на рубеже веков"? Когда мы в "Отечестве" прочитали ее, то увидели: это же наша программа, абсолютно!
Будущее России за теми патриотами, которые двигаются к демократии. На мой взгляд, президент точно понимает ситуацию. В нынешних условиях восстановления государства, потребности национального согласия, необходимости сохранения геополитического суверенитета, и вообще стабильности, есть удивительная уникальная возможность для победы в России (в первый раз!) вот этой идеологии. Идеологии, примиряющей нашу вечную борьбу между славянофилами и западниками, примиряющей, грубо говоря, крайности, с одной стороны, КПРФ, а с другой - СПС. Есть такая возможность, и она идет снизу, она отражает общественное настроение. Социологи могут подтвердить, что на этом поле можно играть. И мне думается, что громадную роль здесь будет играть политическая элита, громадную роль будет играть президент.
В начало