Компромисс - дело тонкое
Сегодня Государственная Дума рассматривает в первом чтении новый Кодекс законов о труде. Основополагающий документ, регламентирующий все трудовые взаимоотношения в стране, требует от парламентариев большой ответственности и мудрости. Представлению в Думе этого законопроекта предшествовала долгая и серьезная согласительная работа между депутатами, профсоюзами и правительством. В согласительной комиссии, подготовившей проект Трудового кодекса, активное участие принимали депутаты Госдумы, члены фракции ОВР А.Исаев, Н.Ковалев, В.Рязанский, В.Гребенников, Ф.Гайнуллина, Н.Булаев.
За комментарием по поводу развития ситуации при подготовке проекта нового Кодекса к рассмотрению в первом чтении мы обратились к члену Политсовета "Отечества" Валерию РЯЗАНСКОМУ.
![](/images/white.gif)
- Старому КЗоТу уже 30 лет, и, естественно, что современные условия выдвинули свои требования к такому важному аспекту нашей жизни, как система трудовых отношений. О необходимости принятия нового законодательного акта, регулирующего трудовые взаимоотношения, с каждым годом говорили все чаще.
![](/images/white.gif)
С 1999 г. в Государственной Думе стали появляться варианты законопроектов на эту тему. При их рассмотрении больше всего споров возникло вокруг правительственного законопроекта, который можно было отнести к разряду либеральных. Совершенно "левацкая" редакция законопроекта - в варианте депутата Т.Авалиани. Проект депутат О.Шеина можно назвать социально-популистским: в нем, например, прописана норма сокращения рабочей недели до 35 часов. Готова ли сегодня отечественная экономика к тому, чтобы на один день сократить рабочую неделю?
![](/images/white.gif)
Многократные попытки депутатов и профсоюзов убедить правительство доработать свой вариант закона не увенчались успехом. Поэтому группой депутатов был предложен вариант закона, позже названный "законопроектом восьми". От всех предложенных он отличается реализмом и социально ответственным отношением к делу.
![](/images/white.gif)
В Госдуме была создана специальная рабочая группа, которая должна была разобраться в этом многообразии законопроектов, выработать компромиссный вариант Трудового кодекса и вынести его на рассмотрение палаты. В группу вошли специалисты, эксперты, представители профсоюзов и правительства, депутаты от всех фракций, в том числе от фракции ОВР. На заключительной стадии работы группы стало ясно, что в наибольшей степени отражает сегодняшние реалии трудовых отношений и является наиболее подготовленным к первому чтению "законопроект восьми". Поэтому рабочая группа, преобразованная в специальную комиссию Госдумы, решила, что этот законопроект станет базовым.
![](/images/white.gif)
Однако прежде чем "законопроект восьми" стал наиболее приемлемым для рассмотрения в первом чтении Думой, профсоюзам и правительству пришлось сесть за стол переговоров. Отмечу, кстати, что в этой сложной ситуации ФНПР очень грамотно заявила о своей позиции, предложив конструктивные решения, которые сбалансировано отразят интересы всех сторон. Главным действующим лицом при разработке согласованного варианта закона был Андрей Исаев, он вынес всю тяжесть труднейшей переговорной работы. В итоге мы смогли получить сбалансированный законопроект. Однако стоит либо государству, либо работодателю, либо профсоюзам потянуть "одеяло" на себя, как баланс нарушится.
- Что отличает новый Трудовой кодекс от ныне действующего?
![](/images/white.gif)
- Новый законопроект от действующего КЗоТа отличает, прежде всего, его соответствие современным требованиям. Он адекватно отражает изменившуюся систему производственных отношений и форм собственности, соответствует требованиям Международной организации труда.
![](/images/white.gif)
Сегодня появились совершенно новые организационно-правовые формы предприятий, значительно изменилась роль профсоюзов. Мы стали свидетелями возникновения таких современных понятий, как "социальное партнерство", запрет на принудительный труд, на дискриминацию в сфере трудовых отношений и т.д., вошедших в новую редакцию Кодекса.
![](/images/white.gif)
Если же говорить об отличиях согласованного варианта законопроекта от основных конкурирующих законопроектов, то, в первую очередь, стоит отметить сбалансированность отраженных в нем интересов работодателей, профсоюзов и работников. И что особенно важно, с нашим вариантом согласны и профсоюзы, и правительство.
- Предлагаемый Комиссией Госдумы вариант Трудового кодекса называют компромиссным. Кому и на какие уступки пришлось пойти, чтобы достичь этого компромисса?
![](/images/white.gif)
- Если говорить об уступках, то со стороны правительства они заключались в согласии приравнять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) к минимальному прожиточному минимуму и обязать работодателя компенсировать несвоевременную выплату заработной платы - это будет прописано в соответствующем федеральном законе.
![](/images/white.gif)
Профсоюзы уступили в требовании создания для себя привилегированного положения на предприятии. Зачем профсоюзам принимать участие во всех управленческих решениях, решать вопросы ценообразования, налогообложения предприятия и т.д.? Все это проблемы администрации. И еще одна уступка: теперь не требуется согласия профсоюза на увольнение работников в каждом случае. Однако сокращение штата организации должно контролироваться профсоюзами, и эта норма прописана в нашем варианте Трудового кодекса.
- Сколько законопроектов будет внесено на рассмотрение Госдумы?
![](/images/white.gif)
- На мой взгляд, Дума будет рассматривать не все семь предложенных законопроектов, а оставит три: согласованную редакцию, проект Шеина и законопроект, авторство над которым могут взять три депутата, не согласившиеся остаться авторами согласованного варианта. Комиссия Госдумы по подготовке проекта КЗоТа будет предлагать рассмотреть согласованный вариант как базовый.
- Можно ли ожидать внесения существенных поправок ко второму чтению со стороны правительства?
![](/images/white.gif)
- Я думаю, что со стороны правительства особое неудовольствие вызывают нормы, приравнивающие минимальный размер оплаты труда к минимальному прожиточному минимуму и предписывающие компенсировать несвоевременные выплаты заработной платы. Правительство прекрасно понимает, как тяжело выполнить подобные требования, особенно в бюджетной сфере. К сожалению, на сегодняшний день задолженность по выплате заработной платы в бюджетной сфере, несмотря на улучшение положения дел в этой области, растет: прирост задолженности в мае составил больше 2%.
![](/images/white.gif)
Однако прописанная в нашем законопроекте норма о соответствии МРОТ прожиточному минимуму должна устанавливаться в соответствии с федеральным законом. Пока что, и мы это прекрасно понимаем, у нашего государства нет возможности установить эту норму. Поэтому приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму будет проходить постепенно. На недавно состоявшей встрече фракции ОВР с президентом глава государства с этим предложением согласился. Остается вопрос времени. Мы предлагаем взять за основу 2003 г., а правительство - 2005-й.
![](/images/white.gif)
Мы готовы к диалогу, и главное, мы убедились в том, что государство поставило перед собой цель сделать так, чтобы минимальный размер оплаты труда и I разряд тарифной сетки были не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, и определить законом сроки достижения этой цели. Кстати, это послужит ориентиром для бюджетного планирования на эти годы.
![](/images/white.gif)
Так что до второго чтения нам еще предстоит очень серьезно работать. Но если работать конструктивно - результаты будут.
- Когда прогнозируется принятие Кодекса в третьем чтении?
![](/images/white.gif)
- Окончательное принятие Кодекса состоится осенью. Процедура рассмотрения законопроекта будет складываться таким образом: сейчас левые фракции пытаются представить согласованную редакцию законопроекта как совершенно новый законопроект, и тогда он подлежит рассылке в регионы для рассмотрения. Мы же, оценивая законопроект, считаем, что внесенные в него правки - редакционные, а не концептуальные. Поэтому мы в праве говорить, что согласованный вариант Трудового кодекса является не новой, а улучшенной редакцией "законопроекта восьми".
- Какова позиция фракции ОВР по отношению к согласованному варианту Трудового кодекса?
![](/images/white.gif)
- Фракция приняла решение консолидировано голосовать за согласованную редакцию Трудового кодекса. У депутатов А.Исаева, В.Гребенникова и у меня есть кредит доверия от фракции по ведению всего переговорного процесса, связанного с Кодексом. Мы должны создать закон, который был бы зрелым, добротным и действительно справедливым, улучшающим систему трудовых отношений в современных условиях. У согласованного варианта есть все, чтобы соответствовать этим требованиям.
Беседу вела Мария Введенская
В начало
![](/images/white.gif)