Испытание на прочность
![](/images/white.gif)
Анализ политической жизни начнем по-марксистски - с базиса. В этом плане минувшие две недели были богаты на события. Это, во-первых (не по значимости, а по хронологии), представление официального прогноза по "сценарным условиям" экономического развития на близлежащую трехлетнюю перспективу и, во-вторых, Бюджетное послание президента.
![](/images/white.gif)
Документы эти, конечно, разные. Одно дело - научный прогноз и другое - конкретные особенности предстоящего года. Но - хоть по-марксистски, хоть по иному любому классику политической экономии - все и весьма взаимосвязано.
![](/images/white.gif)
"Сценарные условия" - достаточно оптимистичный прогноз, однако, по свидетельству Минэкономразвития, исходящий "из максимально неблагоприятных факторов". Среди этих факторов - и подступающие сроки оплаты внешнего долга, и снижение темпов роста, и уменьшение сальдо торгового баланса, и возможные неблагоприятные глобальные тенденции, как это было три года назад.
![](/images/white.gif)
Совсем недавно мы уже прошли испытание "нефтяной эйфорией". Критического снижения цен на нефть пока не произошло. Но и, опять же к счастью, эйфория стала проходить. Ну не бывает так, чтобы все наши наполеоновские планы строились на нефтяном песке. Это мы уже проходили в 70-е и 80-е годы. Кончились тогда "нефтедоллары" - и остались мы в полном смысле слова у разбитого корыта.
![](/images/white.gif)
Из возможного снижения нефтяных цен во многом исходит и пафос Бюджетного послания Президента Российской Федерации.
![](/images/white.gif)
Но, конечно, не этот, в принципе второстепенный, фактор определяет основной тренд бюджетной политики на следующий год. Есть же и достойная бюджетная база - достижение общего профицита в 2,5% ВВП, возврат долгов по финансированию основных обязательств федерального бюджета. Наконец, хоть это и печально звучит для надежд по возврату внутренних долгов, - выход на регулярное обслуживание наших внешних обязательств.
![](/images/white.gif)
Конечно, вопрос остается, в том числе и для политиков. Что важнее: поскорее расплатиться с долгами, чуть-чуть затянув пояса, или одним махом разбить "копилку" и ухнуть все деньги на затыкание неизбежных дыр?
![](/images/white.gif)
Конечно, каждое правительство будет (и обязано) делать все для обеспечения необходимым бюджетом пенсионеров и малоимущих. Но ясно и другое: никогда эти потребности в полном объеме не смогут быть удовлетворены за счет государства. Тем более за счет такого, как наше. Великого и, увы, небогатого.
![](/images/white.gif)
Пока же важнейшими задачами на 2002 г. остаются сохранение бездефицитного бюджета и переход к формированию стабилизационного фонда, который будет складываться за счет возможных позитивных колебаний в бюджетной конъюнктуре - будь то благоприятные тенденции в мировой экономике или невероятные успехи наших налоговых и таможенных органов.
![](/images/white.gif)
Заметны особенности и в том разделе Бюджетного послания, которое касается "расходной" части бюджета. Здесь доминантой является суровость по отношению ко всем пользователям бюджета. Смысл таков: не моги потратить ни одну заработанную бюджетную копеечку, помимо того же самого бюджета. Так требует принятый в прошлом году Бюджетный кодекс.
![](/images/white.gif)
Требование, конечно, правильное и справедливое. Однако посмотрим и с другой стороны.
![](/images/white.gif)
На что сегодня живет бюджетная сфера? Да на те же внебюджетные заработки, которые удается "нарыть" на стороне. На бюджетозамещении, которое дается с таким надрывом, что лучше уж и не вспоминать. Причем ведь ни одна копеечка, заработанная органами исполнительной власти, не может быть потрачена на повышение зарплаты тем самым чиновникам, которые эти деньги зарабатывают. Все идет на оплату коммунальных услуг, на закупку оборудования и т. п. Шаг вправо, шаг влево - Счетная палата...
![](/images/white.gif)
Теперь же - коли станем все правдами и неправдами заработанное сдавать в общий федеральный котел - есть риск заморозить здания, обесточить компьютеры, пока еще худо-бедно работающие на коште федеральных органов власти...
![](/images/white.gif)
Очевидно, нужны поправки в бюджетное законодательство, позволяющие создать необходимый баланс, где строгая дисциплина расходов будет совмещаться с признанной во всем мире бюджетозамещающей работой государственных органов.
![](/images/white.gif)
И тогда - ошибиться будет трудно.
Владимир Сергеев
В начало
![](/images/white.gif)