Кругосветное путешествие за полтора часа
Этот номер нашей газеты выходит в юбилейный день - 40 лет со дня полета Юрия Гагарина в космос. Конечно же, было бы неправильным оставить незамеченной эту дату, тем более что в нашей организации есть замечательный человек, связавший свою жизнь с космонавтикой. Предлагаем вашему вниманию беседу с летчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза, руководителем местного отделения "Отечества" в г.Королеве, Геннадием СТРЕКАЛОВЫМ.
- Гагарин начал космическую эру со слова "Поехали!". Куда же мы сегодня приехали?
- В нашем бушующем мире все меняется, как в калейдоскопе. Говорят, история движется по спирали. Скорее всего для нашей страны сейчас не самый удачный виток. Мы имели лидирующие позиции в космосе, а теперь, к сожалению, их потеряли.
Недавно я выступал в одной из московских школ, и оказалось, что дети, кроме Гагарина, других отечественных космонавтов не знают. Я был печально удивлен. Они не знают, что мы запустили первый искусственный спутник, создали первые орбитальные, постоянно действующие станции, сфотографировали обратную сторону Луны, первыми вышли в открытый космос.
В последнее время у нас формировалось мнение, что космонавтика - никчемная трата народных денег. И теперь снова приходится убеждать людей, что космос - это серьезная отрасль, хотя и не дающая быстрой прибыли. В других странах это осознают. Так, бюджет НАСА сегодня в два раза превышает весь бюджет нашей страны, а Китай тратит на космос и того больше.
Мы сегодня свои позиции в космонавтике сдали и, думаю, надолго. "Мир" был космическим университетом для всех нас, но восстановить российскую космонавтику в ближайшее время мне представляется очень сложным. Когда американцы в процессе эксплуатации Международной космической станции освоят всю специфику работы, наше участие в освоении космоса и роль Центра управления полетами значительно снизятся. Это же конкуренция. А нашу нишу займет Китай.
- Вы, наверное, с детства мечтали стать летчиком?
- Честно скажу: в детстве я об этом не мечтал, хотя восхищался, когда запустили первый спутник. Мы с ребятами специально залезали на крышу дома, чтобы наблюдать его полет над Москвой. В 17 лет пришел работать на НПО "Энергия". Работал слесарем, медником. Потом поступил в МВТУ им. Н.Э.Баумана, а когда его закончил, вернулся на производство в качестве инженера. Однажды мне как инженеру предложили попробовать поступить в отряд космонавтов. Но я отказался, мне казалось, что там такие люди летают! Куда мне. Через год меня спросили: "Ты что трусишь?" А было это в 1972 году, как раз произошел несчастный случай с космонавтами Добровольским, Пацаевым и Волковым. И тогда уж я решил попробовать из принципа. Написал заявление, всего две строчки: "Прошу зачислить меня в спецгруппу".
Официально в отряд космонавтов я был зачислен в 1973 г., а полетел только в 1980-м. Всего у меня было 6 стартов и 6 посадок. Один полет - аварийный, так что в космосе я был 5 раз. Последний полет осуществил в 1995 г., наш экипаж делал первую стыковку станции "Мир" с "Атлантисом".
- Страшно лететь в бескрайние просторы Вселенной?
- Страшно и на гору лезть. Но я пришел добровольно, значит, страх надо побороть. Тем более что всю жизнь я работал над конструированием летательных аппаратов, интересно и испробовать творение рук своих.
Во время первого старта, конечно же, на душе было тревожно. Хотя я так долго ждал полета, что когда за мной закрылась дверь на земле, я сказал: "Теперь вы меня отсюда не достанете". После взлета первым желанием было посмотреть в иллюминатор. А посмотрев, подумал: "Боже мой, как же я обратно спускаться буду!" Ощущение, похожее на то, которое испытал, впервые забравшись на вершину Чегета.
А за Землей наблюдать действительно очень интересно, и любую свободную минуту мы стремились посмотреть в иллюминатор. Каждый новый виток Земля поворачивалась к нам новым районом. Это кругосветное путешествие за полтора часа. Так что, если бы у меня было свободное время, я б от иллюминатора не отходил. Очень интересно смотрятся из космоса моря, особенно южные. Видишь коралловые рифы, скопления планктона. Полярное сияние - вообще сказка. Красивы ночные города. Когда пролетаешь над темной стороной Земли, а в тропических странах идут грозы, взору представляется великолепное бликующее зарево! Облака совсем не похожи на те, которые мы привыкли видеть с земли. Из космоса - это целые наковальни. Россия зимой белая; летом видны заливные поля; а осенью все покрыто дымкой - очень много жгут соломы.
- А научная работа?
- В ходе моих полетов были сделаны сотни замечаний, касающихся конструкции космических кораблей и станций. Мы провели ряд научных медико-биологических экспериментов. Были и забавные истории. Случайно вместе с грузом, несмотря на дезинфекцию, нам переправили таракана. Мы ему дали кличку "Гагарин". Прожил он с нами четыре месяца, мы сделали много наблюдений и поняли, что это действительно самое живучее существо, и не только на нашей планете.
Серьезная работа у нас велась по получению новых материалов. Делали фотографии, помогающие геологам открывать месторождения, провели наблюдения экологической обстановки на Земле. Эта проблема сегодня очень важна, потому что в ближайшее время улучшение экологии станет задачей номер один.
Как видите, космос - это рабочее пространство. Он служит продвижению человечества во всех областях. Благодаря космической отрасли были получены многие материалы, использующиеся в повседневной жизни. Непромокаемые материалы впервые были получены при изготовлении скафандров. Сегодня в рамках конверсии выпускаются протезы, соответствующие мировым стандартам. Даже "памперсы" были изобретены нами, когда шла подготовка к выходу в открытый космос. Владельцы сотовых телефонов разговаривают только благодаря спутникам связи. А сколько было сделано открытий с помощью пилотируемой космонавтики!
-
Во время полетов приходилось ли Вам наблюдать необычные природные явления?
- Однажды я наблюдал какой-то светящийся шар, но не знаю даже, каких он размеров, потому что на фоне космоса это очень трудно определить. И скорее всего многое увиденное нами в космосе лучше отнести к сфере оптических явлений. Сам лично НЛО не видел, но наверняка знаю, что существуют другие миры, может быть, на порядок выше нашей цивилизации, и наоборот, находящиеся в зачаточном состоянии. Для того, чтобы познать этот неведомый мир, и создаются космические корабли. Недавно американцы осуществили запуск ракеты, которая должна вывести межпланетную автоматическую станцию к Марсу, чтобы обнаружить прежние или зарождающиеся формы жизни. Мы, земляне, обязаны знать свои технические и интеллектуальные ресурсы. Помните фильм "Армагеддон", пред лицом опасности Земли к кому пошли за помощью? Человек проник в космос не ради простого развлечения. В середине нового столетия банальностью станет полет на Марс или Луну. Помните, как когда-то восхищались Гагариным? 40 лет прошло, и ничего сверхъестественного в этом полете мы не видим.
- Есть ли перспективы у отечественной космонавтики?
- Я считаю - есть. Когда дискутировали: топить или нет станцию "Мир", большинство считало, что такой необходимости нет. Во-первых, прежде чем уничтожить, следовало бы создать ее аналог - "Мир-2". Может быть, поменьше, но ни в коем случае позиций в космосе не сдавать. Во-вторых, нормальное правительство должно прислушиваться к общественному мнению.
Мне кажется, В.Путин понимает важность оборонного комплекса в жизни государства. Тезис о том, что на нас никто не собирается нападать, - глубоко ошибочен. Не нападают, пока знают, что нельзя напасть. Пример тому - Югославия: когда хотят, тогда и бомбят.
- Вы возглавляете Российский комитет защиты мира. Чем занимается эта организация?
- В советское время Комитет защиты мира способствовал укреплению дружбы между народами, реализации многочисленных миротворческих программ. Сейчас деятельность комитета фактически не финансируется. Работают активисты на общественных началах, в их числе видные российские ученые. Мы устраиваем "круглые столы", дискуссии, в которых участвуют наши зарубежные коллеги, по мере сил проводим миротворческие акции.
- Помогает ли Вам сегодня закалка космонавта?
- Конечно, помогает. Мы же по профессии - испытатели, а первая заповедь испытателя - говорить правду. Хорошо, что у нас появился плюрализм мнений, но плохо, когда им злоупотребляют. Конечно же, оппозиция нужна, без критики нельзя развиваться. Но с другой стороны, ненормально то, что у нас в стране более 1000 общественно-политических организаций. Все стремятся к свободе, но не все понимают, что бесчисленное количество псевдопартий не является ее критерием.
Беседу провела Мария Введенская
В начало