Непростой паритет
Слово "реформа" стало привычным. Реформирование уже затронуло производство, экономику, политическую систему... А теперь перед нами встает очередной вопрос: как повлияют на развитие федеративных отношений в стране последние инициативы президента по реформированию структуры государственной власти? Своим мнением по этому поводу поделился депутат Госдумы, член Политсовета "Отечества" Виктор ГРИШИН.
- Виктор Иванович, Вы входите в состав Комитета по делам Федерации и региональной политике. Как Вы оцениваете инициативы президента по реформированию структуры государственной власти?
![](/images/white.gif)
- Во многом я их поддерживаю. За 10 лет демократических реформ у нас, к сожалению, наметилась некоторая разобщенность во взаимоотношениях регионов и федерального Центра. Зачастую региональное законодательство в субъектах Федерации стало расходиться с общегосударственным. Однако нельзя забывать, что именно благодаря инициативам губернаторов у нас выжила экономика; ведь федеральный Центр на протяжении этих лет почти ничего не предпринимал для действительного развития производства. Сегодня же появилась опасность отстранения региональной власти от реального управления территориями. Центр набирает дополнительные полномочия и функции. Только сможет ли он ими хорошо распорядиться? У меня по этому поводу возникают большие сомнения. А недавняя инициатива правительства по пересмотру бюджета и выявление ошибок в его расчете, которые достигают 20 - 30%, лишний раз подтверждают их обоснованность.
![](/images/white.gif)
Проводимое сегодня укрепление вертикали власти может способствовать уходу от федерализма и, по сути, вновь вернуть нас к унитарному государству. Лишая губернаторов возможности иметь политическую и финансовую власть, правительство ставит их в своеобразную зависимость. Перераспределение в нынешнем году бюджетных доходов между регионом и Центром в соотношении 40:60 (в прошлом году - 50:50) также не способствует проявлению инициативы со стороны региональных лидеров.
![](/images/white.gif)
Поэтому я считаю, что если мы провозгласили реальный федерализм, то его и надо укреплять. Для этого необходимо четко определить функции федерального Центра и регионов, предоставить в этих рамках каждому из них самостоятельность.
![](/images/white.gif)
Государственная власть, как часто повторяет Е.Примаков, должна быть "не пунктирной, а сплошной". Федеральному Центру следует иметь свои четкие прерогативы: оборона страны, единое экономическое пространство, формирование общей законодательной базы. Но есть и предметы совместного ведения. Например, здравоохранение, образование и другие сферы жизнедеятельности, в которых Центру и регионам необходимо друг с другом сотрудничать. У каждой из властей - региональной и федеральной - есть подведомственные учреждения, за работу которых они отвечают. Например, исполнительная власть Республики Мордовия отвечает перед федеральной за работу школ. Республиканское министерство образования может разрабатывать собственные методики преподавания, но федеральная власть вправе следить за соответствием образовательных программ общегосударственной концепции. В построении таких взаимоотношений и заложены основы демократических принципов управления внутри Федерации.
- Какой должна быть политика по распределению бюджетных средств в условиях Федерации?
![](/images/white.gif)
- Я считаю, что налоги должны перераспределяться в соответствии с полномочиями. Прежде всего, федеральная и региональная власти должны разобраться, кто за что отвечает. Характерной чертой 90-х гг. стала раздача полномочий на уровне регионов: по жилищно-коммунальному хозяйству, медицине, образованию и т.д. Однако эта политика Центра никак не подкреплялась финансовыми средствами. Получилось так, что полномочия перешли к регионам, а все деньги остались в Центре. В результате, учителя и врачи не получали зарплату. Таким образом, мы, как власть, девальвировали сами себя в глазах людей. Создавая сегодня систему разделения полномочий и функций, надо соответствующим образом распределить и бюджет.
- Кто же должен выступить с инициативой по распределению полномочий между Центром и регионами?
![](/images/white.gif)
- Над этим вопросом сегодня работает наш Комитет, но им должны заниматься и другие органы власти - Совет Федерации, президент. Кстати, недавно президент объявил, что Государственный совет будет рассматривать систему распределения полномочий между органами власти. Я думаю, что это непростая работа, она будет вестись долгие годы.
![](/images/white.gif)
В то же время отмечу, что региональная политика сегодня - это прерогатива президента по Конституции и здесь, наверное, главным инициатором должен выступить президент. Таким образом, выстраивая четкую систему распределения полномочий, мы сможем не только декларировать, что наше государство - федерация, но и реально придерживаться федеративного принципа управления страной.
- Какие инициативы Комитета по делам Федерации были воплощены в жизнь за год работы?
![](/images/white.gif)
- В Комитете я пытался заниматься практической деятельностью и, возглавив Комиссию по межбюджетным отношениям, работал над формированием 21-го раздела бюджета, определяющего трансфертную политику государства и распределение компенсаций. В этом году в денежные трансферты были включены компенсации по детским выплатам, помощи инвалидам и ветеранам. Мне приходилось предметно заниматься обоснованием и рассмотрением бюджетных заявок от территорий, принимать участие в формировании методики распределения компенсаций и трансфертов для регионов.
![](/images/white.gif)
Наш Комитет подготовил законопроект "О региональной политике". Он имеет основополагающий характер и должен определить функции, субъекты и объекты региональной политики, способствовать формированию принципов ее построения. Этот закон уже вынесен на обсуждение Думы.
![](/images/white.gif)
Параллельно готовится законопроект о федеральных и региональных программах. Программы - это один из механизмов выравнивания экономического развития регионов или обеспечения регионального паритета. Сейчас регионы по своему экономическому и социальному развитию сильно отличаются друг от друга. Для выравнивания доходов территорий практически на каждый год мы распределяем трансферты из государственного бюджета. Еще одна наша задача - это выравнивание экономического и социального развития регионов с помощью инвестиционных федеральных программ.
- Говоря об инвестиционных составляющих программы, кого вы рассматриваете в качестве инвестора?
![](/images/white.gif)
- В данном случае инвестором выступает государство. В нынешних условиях, когда инвесторы не идут на территории, а тем более - на отстающие, программа целевых инвестиций с учетом государственного участия может стать существенным стимулом для развития и обеспечения бюджетного потенциала территории. Один из примеров работы по такой программе - Республика Мордовия, где трансфертная составляющая от общего консолидированного бюджета была снижена с 55% в 1995 г. до 20 - 25% в 2000-м.
![](/images/white.gif)
В рамках этой федеральной программы были выделены определенные финансовые ресурсы на возрождение нашего производственного потенциала, принята льготная налоговая политика. Это стало дополнительным стимулом, для того чтобы к нам пришли инвесторы, а директора предприятий были заинтересованы в возрождении своего производства и поиска собственных инвестиций. Так что есть множество путей выхода из кризисного состояния, особенно для отстающих регионов.
- Вы - один из тех немногих депутатов Думы, кто поддерживает тесную связь со своим регионом...
![](/images/white.gif)
- Здесь есть доброе желание не потерять из виду друг друга. Я считаю необходимым постоянно поддерживать связь с регионом и республиканским отделением "Отечества". Два раза в году отчитываюсь о своей депутатской деятельности. Всегда откликаюсь на просьбы встретиться с населением, молодежью, участвую в пленумах региональной организации "Отечества", стараюсь выполнить те наказы, которые мне даются, реализовать их. В Мордовии работает моя общественная приемная, в деятельности которой большую помощь оказывает региональное отделение. Эта помощь очень важна для меня: ведь хорошая команда - уже половина успеха.
- С чем должно "Отечество" подойти к следующим выборам 2003 г.? Как должен происходить процесс эволюции организации?
![](/images/white.gif)
- Я думаю, что важно не затягивать эволюционные переходы. Рейтинг "Отечества", к сожалению, не растет. И это очень обидно. Ведь мы ведем настоящую работу, среди нас - грамотные, авторитетные и профессиональные люди.
![](/images/white.gif)
Многих сегодня смущает неопределенность "Отечества" в своем политическом статусе: организация или партия? Какая партия? Когда будет принято решение по этим вопросам? Мне кажется, что мы заняли позицию больше выжидательную, нежели наступательную, и это может привести к не очень хорошим результатам.
![](/images/white.gif)
А к 2003 г., на мой взгляд, мы должны своим поведением доказать, что звучавшая в наш адрес огульная критика - ложь. Мне очень часто приходится встречаться с избирателями в Республике Мордовия, в каждый из приездов посещаю один из районов республики. За прошлый год я принял около 500 человек со всевозможными проблемами и, на мой взгляд, "Отечество" сегодня стало одной из немногих организаций, которой доверяют.
Беседу вела Мария Введенская
В начало
![](/images/white.gif)