Решая конкретные вопросы
Демократические перемены последних лет изменили всю политическую и экономическую систему России, однако по-прежнему остались неизменными пресловутый российский бюрократизм и коррупция госчиновников. Возможно ли избавиться от этих бед, какой должна быть политика государства? На эти и многие другие вопросы нашего корреспондента Марии Введенской отвечает председатель Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией, член фракции ОВР Николай КОВАЛЕВ.
- Николай Дмитриевич, насколько пристальным будет внимание Комиссии по борьбе с коррупцией к процессам разработки и реализации законов, касающихся естественных монополий?
![](/images/white.gif)
- В области законотворческой деятельности на Комиссию Госдумы по борьбе с коррупцией в числе прочих задач возложено комплексное исследование подготовленных законопроектов и действующего законодательства в целях выявления и устранения норм и положений, способствующих коррупции.
![](/images/white.gif)
В рамках этой задачи проведение экспертизы законопроекта "О естественных монополиях" является для Комиссии одной из приоритетных работ, наряду с экспертизой законопроектов "О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества", "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках", "Об иностранных инвестициях", "О внешнеэкономической деятельности и внешней торговле".
![](/images/white.gif)
Очевидно, что законопроект "О естественных монополиях" имеет огромное значение для создания оптимального экономического правового поля, так сказать, законных правил игры, при которых реформированная экономика нашей страны будет динамично и пропорционально развиваться, налоги - собираться, социальные, научные и оборонные задачи - решаться, а зарабатываемые монополистами капиталы - оставаться в стране и инвестироваться в ее экономику.
![](/images/white.gif)
С точки зрения Комиссии по борьбе с коррупцией законопроект "О естественных монополиях" должен создавать максимум свободы инициативе частного предпринимательства для получения прибыли за счет оптимизации производства, а не монопольного раздувания цен, и вкладывания ее с минимальным риском в развитие отечественного производства, и минимум свободы - в попытках перекачивания полученной прибыли за границу для подпитки чужих экономик и создания "запасных аэродромов" для разного рода олигархов. Государственные контроль и участие в естественных монополиях должны обеспечить соблюдение интересов государства (полную уплату налогов и т.п.), эффективную законную деятельность частного предпринимательства, но не создавать действиями и количеством чиновников - представителей государства в монополиях условий, способствующих коррупции.
![](/images/white.gif)
В сфере внимания Комиссии при экспертизе законопроекта "О естественных монополиях" будет также реализация объявленного Президентом РФ принципа равноудаленности олигархов от власти как важнейшего шага на пути полного искоренения преступной связки чиновничества и большого бизнеса.
- Во многих странах существуют законы, регламентирующие и регулирующие лоббистскую деятельность. Входит ли эта проблематика в сферу интересов и внимания возглавляемой Вами Комиссии?
![](/images/white.gif)
- Лоббирование интересов различных лиц, политических и коммерческих групп в законодательных, исполнительных и судебных институтах власти - это "объективная реальность, данная нам в ощущениях". Оно существует независимо от нашего желания и осуществляется во всевозможных целях: либо "проталкивания" законов, выгодных какой-нибудь одной группе в ущерб другим, выделения кому-то незаслуженных, необоснованных льгот и преимуществ; либо принятия решений, на первый взгляд частных, но в конечном счете необходимых и выгодных всему обществу и государству.
![](/images/white.gif)
Однако в настоящее время лоббирование основано не на законе, а на "полезных знакомствах" и деньгах, и чтобы понять это, нет необходимости обладать большим воображением. Поэтому представляется необходимым узаконить лоббирование как род предпринимательской деятельности (аналогичной адвокатской), ввести его в четкие рамки закона, обложить государственными налогами, что, на наш взгляд, позволит значительно снизить уровень коррумпированности, на котором в настоящее время осуществляется эта деятельность.
![](/images/white.gif)
Таким образом, Комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией заинтересована и, безусловно, будет заниматься законопроектами, связанными с регламентацией лоббистской деятельности в нашей стране, обеспечением ее открытости, прозрачности для общества.
- Ироничный вопрос: Россию издавна называют бюрократичной и неповоротливой страной. Можно ли сказать, что коррупция в какой-то степени ускоряет принятие тех или иных решений, зависящих от госаппарата? Не сделает ли истребление коррупции государственную машину абсолютно неповоротливой?
![](/images/white.gif)
- Если по справедливости, про русских говорят многое, в том числе и то, что они медленно запрягают, но быстро ездят. Так что и от звания "рекордсмена" в области бюрократизма и коррупции Россия успешно избавится, будьте уверены.
![](/images/white.gif)
Кроме того, чиновничье мздоимство - не российское изобретение. С этой проблемой сталкиваются многие высокоразвитые страны. В 60 - 70-х гг. в ходе операции "Шейх и пчела" агентами ФБР было "отловлено" и затем уволено со службы более 200 крупных госслужащих и конгрессменов США. В результате операции "Чистые руки" в 1992 г. спецслужбы Италии не менее эффективно "почистили" от коррупционеров свои министерства и парламент, что положило конец сращиванию мафии и политической элиты этой страны.
![](/images/white.gif)
Но в одном Вы правы. Действительно, за последние годы стала нормой готовность людей делать подношения чиновникам, для того чтобы, во-первых, ускорить решение интересующего их вопроса и избежать излишней волокиты и, во-вторых, в качестве естественной благодарности за услугу, которую чиновник и без того должен оказывать в силу своих служебных обязанностей.
![](/images/white.gif)
Аналогичная картина - на любом другом чиновничьем уровне (таможня, ЖЭК, БТИ, различные регистрационные палаты и т.д. и т.п.). Таким образом, не вдаваясь в морально-этические и уголовно-процессуальные тонкости, ответ на Ваш вопрос однозначен: взятки, подношения чиновникам в конечном счете не ускоряют, а, напротив, замедляют принятие зависящих от них решений.
![](/images/white.gif)
Что же касается "истребления коррупции", это очень привлекательная, но, к сожалению, несбыточная мечта. Достичь абсолютной победы над коррупцией невозможно даже в тоталитарном обществе, даже расстреливая (как в Китае) коррупционеров. Что уж тогда говорить о демократических государствах. Не совсем верно и то, что, если мы станем платить чиновникам высокие зарплаты, они перестанут брать взятки. Денег, как известно, много не бывает и всегда они нужны.
![](/images/white.gif)
Борьба с коррупцией не может быть быстрой и разовой кампанией. Это должна быть целенаправленная политика государства, которую необходимо вести в тесном сотрудничестве с гражданскими институтами общества, средствами массовой информации, используя правовые, экономические и пропагандистские меры. И конечно же, победа над коррупцией (под которой мы понимаем максимальное снижение ее уровня) невозможна без того, чтобы каждый гражданин нашей страны отказался от намерения ускорить решение важного для него вопроса путем вручения чиновнику не заработанных последним денег.
- Николай Дмитриевич, недавно фракция ОВР совершила визит в Самару. Вы входили в состав делегации. Прокомментируйте, пожалуйста, итоги этой поездки.
![](/images/white.gif)
- Для каждого депутата Госдумы регулярная работа в регионах, особенно с избирателями, является важнейшей составной частью его деятельности.
![](/images/white.gif)
Поездки же в составе делегаций по другим регионам страны позволяют депутатам расширить кругозор своих знаний о стране, её экономике, людях. Очень важен обмен опытом работы - весьма многие вопросы и парламентской деятельности, и налаживания экономики в ряде регионов решаются более успешно.
![](/images/white.gif)
В ходе поездки нашей делегации в Самару решались конкретные проблемы, в частности изучался вопрос о целевом расходовании выделенных региону из государственного бюджета денежных средств и о возможном "уходе их из-под контроля".
![](/images/white.gif)
Для меня оказалась новой и достаточно интересной проблема финансирования мероприятий по призыву на действительную военную службу. В соответствии с бюджетом денежные средства на эти мероприятия выделяются Министерству обороны РФ. Однако основные и достаточно дорогостоящие проблемы по призыву - организация работы сборных пунктов, осуществление комплексных осмотров медицинскими комиссиями, формирование воинских команд, их доставка на вокзалы и аэропорты и т.п. - решаются на уровне призывных комиссий за счет местного весьма скудного бюджета. Это несправедливо, и необходимо принимать меры по пропорциональному перераспределению выделяемых на призыв средств.
В начало
![](/images/white.gif)