Вестник Отечества официальный сайт "Отечества"
Официальный сайт "Отечества"

Печатный орган Политсовета Отечества
N 58

На главную страницу


ТЕМА НОМЕРА
НОВОСТИ
КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ПОЗИЦИЯ
ВЫБОРЫ
ГОЛОСА РЕГИОНОВ
Редакция газеты
Учредитель - Политсовет "Отечества"
Газета зарегистрирована Министерством РФ по делам печати
Регистрационное свидетельство № 77-1252 от 16 декабря 1999 г.
Шеф-редактор А.К.Исаев
Редактор Б.С.Романов
Отв.секретарь М.В. Введенская
Обозреватель Н.И.Дедков

Адрес редакции:
Москва, ул.Мосфильмовская, д.40
Тел. 788-6508
E-mail: press@otechestvo-hq.ru
При воспроизведении материалов ссылка на "Вестник Отечества" обязательна

Верстка сетевой версии: В.Б.Летаев vol@otechestvo-hq.ru


Свои отзывы, замечания и пожелания вы можете оставить в гостевой книге нашего сайта
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
ТЕМА НОМЕРА


В начале пути

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем беседу с депутатом Государственной Думы, членом фракции ОВР Надеждой АЗАРОВОЙ, ранее работавшей первым заместителем главы администрации Новосибирской области.
- Во фракции "Отечество - Вся Россия" не так много женщин. Почему Вы связали свою судьбу именно с "Отечеством"?
- Во фракции я оказалась, конечно, не случайно. У истоков создания нашей организации стояли люди, взгляды которых мне импонировали. Я считаю, что "Отечество" вобрало в себя лучший потенциал творческой интеллигенции. Нам есть чем гордиться, потому что в нашей организации слились молодое и старшее поколения, формирующие новую политическую культуру в стране. И сегодня важно использовать этот потенциал в интересах нашего народа и государства.
К сожалению, цели, которые ставятся правительством в программных документах, нередко расходятся с законопроектами, предлагаемыми тем же правительством даже по самым ключевым, принципиальным вопросам. Например, мы на парламентских слушаниях обсуждали с представителями правительства и соответствующих ведомств стратегию промышленной политики. Но что происходит на деле? В Законе о бюджете исчезла инвестиционная составляющая для реального сектора экономики. А ведь без инвестиций мы не сможем развивать и совершенствовать наше производство!
- Надежда Борисовна, Вы входите в состав Комитета по промышленности Госдумы. Могут ли наши производители еще надеяться на помощь законодательной власти?
- В Комитете по промышленности мне поручили возглавить Экспертный совет по фармацевтической промышленности, поскольку по первому образованию я специалист именно в этой области. Совет был создан в ноябре 2000 г. по моей инициативе, которая стала логичным следствием подписанного министерствами здравоохранения и экономики и развития совместного приказа о переводе фармацевтических предприятий на европейский стандарт (GMP).
Перевод на европейский стандарт потребует технического перевооружения и капитальной реконструкции российских предприятий, каждое из которых должно затратить на это переоснащение порядка 20 - 30 млн. долларов. А в структуре финансирования капитальных вложений в медицинскую промышленность более 93% составляют собственные средства. Поэтому вопрос технического перевооружения отрасли довольно сложный, и от того, как будет осуществляться перевод, зависит судьба предприятий, зачастую являющихся градообразующими.
- Будут ли в ближайшее время рассмотрены какие-либо законопроекты по этой проблеме?
- Сейчас сложилась следующая ситуация. В июле Думой был принят Налоговый кодекс. В нем появилась новая статья, предполагающая введение 20% НДС на лекарственные средства с 1 января 2002 г. Я понимаю, что задача правительства - увеличить доходную базу бюджета. Единственный инструмент для этого - налоги. Однако, согласно экономической теории, косвенные налоги, в число которых входит НДС, в странах с низким уровнем жизни приводят к дестабилизации общества, к еще большему ухудшению уровня жизни. Поэтому я считаю, что вводить этот косвенный налог на жизненно важные товары несвоевременно. Опираясь на проведенный нашим Экспертным советом анализ, а также на мнения ряда аналитиков, я сочла необходимым обратиться с письмом к премьер-министру и министру финансов с предложением хотя бы отсрочить введение НДС на лекарственные средства еще на несколько лет.
Сегодня Россия оказалась в зависимости (на 60%) от импортных поставок лекарственных препаратов. Реальностью стала угроза остаться без собственного фармацевтического производства, поэтому нам необходимо развивать отечественную промышленность, а значит, нужны инвестиции, благоприятная налоговая и кредитная политика государства.
- Долгое время Вы были региональным политиком высокого ранга. А как сейчас складывается Ваша работа с регионами?
- С региональными отделениями "Отечества" у меня сложились очень хорошие отношения. Подготовка моих поездок в Алтайский край, Горноалтайск, Кемеровскую область, Новосибирск проходит совместно с региональными отделениями организации. В программу пребывания, как правило, входят встречи с активом "Отечества", руководством регионов, городов, районов, населением и руководителями предприятий. В ходе встреч на предприятиях ко мне обращаются за помощью в решении вопросов, которые невозможно уладить на региональном уровне. И кое-что мне уже удалось.
Вопросы, которые возникли в результате последней поездки в Горноалтайск, думаю, тоже удастся решить. Один из них - реструктуризация задолженности Бийского олеумного завода во внебюджетные фонды. Предприятие освоило новые технологии, позволяющие увеличить объем выпускаемой продукции. Я считаю, что государство не должно оставлять без внимания такие пути развития производства.
- Решение экономических проблем во многом зависит от политической ситуации в стране. Установившееся на политической арене относительное спокойствие было нарушено инициативой объявления вотума недоверия правительству, следствием которого может стать роспуск Думы. Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события?
- Инициативу объявления вотума недоверия правительству я бы назвала не очень взвешенной. Частая смена правительства может только усугубить и без того сложную ситуацию, в которой мы находимся. Поэтому я больше склоняюсь к версии, что Дума сегодня используется как удобный инструмент для обновления правительства. Однако какое бы новое правительство мы ни утвердили, какую бы Думу ни выбрали, уровень жизни населения от этого в ближайшее время не изменится. В России, к сожалению, все знают, что делать, но никто не знает, как. Как, например, улучшить бюджетную составляющую, за счет каких ресурсов?
Сейчас в Государственной Думе создана специальная комиссия по "проблеме 2003 г.", призванная совместно с правительством прорабатывать вопросы мобилизации ресурсов на выплату 17 млрд. рублей долга в 2003 г. без ущерба бюджетной сфере и целевым программам. Тратить время на новые выборы просто нелогично. А создавшаяся ситуация только в очередной раз подтверждает, что современная российская политическая элита разобщена конъюнктурными интересами. Скорее всего это можно связать с незрелостью политической системы, ее нестабильностью и низкой политической культурой. Радикальное обновление самой политической системы, структурированияе политического пространства возможно только лишь после принятия Закона "О политических партиях". И, конечно же, нельзя забывать, что мы только 7 лет занимаемся строительством демократического государства. Семь лет, как мы перешли к рыночной экономике, и мы еще в начале пути.
Беседу провела Мария Введенская


В начало

НОВОСТИ


Мы против политиканства

Фракция ОВР считает неправильной и не служащей интересам общества инициативу КПРФ о вотуме недоверия правительству. Сегодня перед Россией стоит немало сложных проблем. Все силы общества должны быть брошены на их решение, сосредоточены на практической работе, а не на политических играх.
В заявлении фракции ОВР говорится, что принятие единогласного решения не голосовать 14 марта за недоверие правительству не означает, что у фракции нет серьезных критических замечаний в его адрес. "...Фракция считает, что у правительства нет до сих пор продуманной стратегии экономического развития страны, что оно действует зачастую в интересах крупных финансово-промышленных групп, что не ведется настоящей борьбы с экономической преступностью и коррупцией - это мешает развиваться честному предпринимательству. Мы далеко не удовлетворены социальными мерами, осуществляемыми правительством. Вместе с тем мы не занимаемся политиканством, мы далеки от того, чтобы превращать свои отношения с правительством в сомнительную политическую игру, предпочитая настойчивый, твердый и требовательный с нашей стороны диалог, который, как показывают события, не всегда бесплоден".
По материалам пресс-службы ОВР


В начало

НОВОСТИ


Плюсы и минусы пенсионной реформы

На прошлой неделе в Московском Доме общественных организаций состоялось заседание "круглого стола" "Пенсионная реформа - накопительный или солидарный принцип". В нем приняли участие представители российских научно-исследовательских институтов, правительства России, депутаты Госдумы.
Вопрос реформирования пенсионной системы стал сегодня одним из самых актуальных, поскольку уровень существующих пенсий обеспечивает лишь нищенское существование. Существует два варианта преобразования пенсионной системы. Один предложен Министерством экономики и развития, другой - Пенсионным фондом. По мнению участников "круглого стола", в нынешних экономических условиях предложение ведомства Грефа неприемлемо.
Пенсионный фонд предлагает более мягкий путь реформирования. Разработанная им накопительная система должна существовать в виде условного накопления пенсионных прав. Секретарь Политсовета "Отечества", депутат Госдумы Андрей Исаев отметил, что дружественная "Отечеству" Федерация независимых профсоюзов из двух предложенных схем поддерживает вариант Пенсионного фонда. Но и он не решает проблем пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы, индексирования пенсий при инфляции, работы системы льгот и многие другие. Однако, как было отмечено в дебатах "круглого стола", пенсионная реформа должна проводиться в совокупности с рядом комплексных мер по реформированию заработной платы и трудового законодательства и в условиях улучшения экономической ситуации в стране.
Соб. инф.


В начало

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ


Медвежьи услуги

За день-два до критической даты голосования по вопросу о вотуме недоверия правительству комментарии аналитиков оставались крайне противоречивыми.
Одни восприняли всерьез позицию "медведей" по поводу необходимости роспуска Госдумы ради еще большей, чем теперь, нерушимой консолидации парламентариев.
Другие (возможно, пользуясь "инсайдерской" информацией из партийно-фракционных недр) предсказывали неминуемый раскол в "Единстве", мотивируя это реальными интересами депутатов, привыкших к парламентским процедурам и не собирающимся оставлять места в зале пленарных заседаний ради туманной перспективы увеличить представительство партии в парламенте на досрочных выборах.
Столь же разнообразными были комментарии по поводу причин внезапного единения лидеров "Единства" с коммунистами по вопросу о вотуме недоверия правительству.
Медведь Некоторые аналитики усматривали первопричину в неясных процессах, происходящих внутри кругов, приближенных к кремлевской администрации, - мол, разные группировки борются за влияние, а потому хотят то ли правительство свалить, то ли Думу распустить.
Высказывалось мнение, что провокация "Единства" - это, возможно, один из способов окончательно дискредитировать фракцию КПРФ, дабы ей впредь неповадно было затевать разного рода демарши.
Однако во вторник, накануне голосования по вопросу о вотуме недоверия правительству, непостоянные "медведи", как и следовало ожидать, дали задний ход, отказавшись от первоначального намерения. Таким образом стало совершенно ясно, что вся так называемая инициатива "Единства" - лишь буря в стакане воды.
Кстати, если говорить по существу, то предъявленные коммунистами в обвинении правительству "пять пунктов" претензий, послужившие основой требования вотума недоверия, - это те еще перлы.
Обвинение номер один - неправильная бюджетная политика. Но ведь бюджет, при всех его недостатках, - во-первых, "плод совместной любви" правительства и Думы и, во-вторых, следствие вполне конкретных внешних условий, в которых мы оказались в начале 2001 г. И тот факт, что в результате неизбежных выплат по долгам мы опять столкнулись с ситуацией временного бюджетного дефицита, не дает оснований для ликвидации утвержденной парламентом бюджетной политики как таковой. Год еще только начинается - и там еще посмотрим, возникнет ли потребность в таком страшном слове, как "секвестр".
Еще одна тема претензий - реформа естественных монополий. И здесь правительство - только предлагает. А решают - уже совместно все ветви власти.
Остается из всех обвинений одно лишь традиционное "отсутствие действенных мер по выводу из кризиса образования, науки и культуры". Однако тут приходят на ум бессмертные некрасовские строки: "Укажи мне такую обитель..."
Состояние образования, науки, культуры действительно оставляет желать лучшего. Но в созданных нынешней исторической ситуацией условиях какое правительство способно решить все эти проблемы? Где деньги, Зин?..
Вот и будем выражать недоверие раз в месяц. Впрочем можем и поподробнее поговорить на эти социально-гуманитарные темы. В следующий раз.
А пока все-таки хотелось бы выяснить, где истоки малоприличной кутерьмы, которая в итоге оказывается направленной против президента, собирающего Россию и укрепляющего властные институты.
Кому же выгодно расшатывать складывающуюся вертикаль власти? Не хотелось бы возобновлять приснопамятную традицию "поиска врага". Но ведь неспроста предлагает - нет, нагло навязывает свои пропагандистские и прочие услуги г-н Г.Павловский. Да и зачем, на самом деле, власти все эти медвежьи услуги?
Владимир Сергеев


В начало

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


Имитация парламентского кризиса

Прошедшая неделя ознаменовалась резким усилением внутриполитической напряженности, что стало результатом заявленного лидерами фракции "Единство" в Государственной Думе намерения поддержать инициированный коммунистами вотум недоверия правительству России. Эта инициатива едва не поставила политическую систему страны перед угрозой парламентско-правительственного кризиса. Однако глава государства, от чьей позиции в решающей степени зависит исход нынешнего витка политической напряженности, предпочел не высказывать публично своего отношения к происходящим событиям.
Незадолго до заявления лидеров "Единства" обнаружились первые серьезные трения в отношениях между Думой и правительством. 22 февраля нижняя палата парламента при обсуждении правительственных предложений по пересмотру бюджета-2001 отказалась утвердить план приватизационных мероприятий, выдвинутый правительством.
Однако лидеры "Единства" и их кремлевские покровители не смогли предложить ни обществу, ни политическому классу серьезную аргументацию в пользу вотума недоверия правительству и досрочных парламентских выборов. Сформулированный в русле традиционных взглядов кремлевских политтехнологов миф о том, что коммунисты мешают осуществлению реформ, не имел никакого отношения к политической реальности (в нынешней Думе коммунисты и их союзники контролируют до 150 мест из 450, что не позволяет им блокировать инициативы президента и правительства).
Заявляя о готовности участвовать в досрочных выборах, лидеры "Единства" явно переоценили свои возможности. Согласно последним данным ВЦИОМ, рейтинг "Единства" сегодня заметно ниже, чем поздней осенью 1999 г. Руководство Администрации президента исходило из стремления припугнуть не только коммунистов, выдвинувших в конце февраля инициативу вотума недоверия правительству, но и другие, по их мнению, недостаточно лояльные к власти партии и фракции - ОВР, "Яблоко", СПС. В этих действиях заметно просматривалось отсутствие четкой координации. Косвенно это подтверждается и тем, что другое проправительственное объединение - "Народный депутат" - также выразило негативное отношение к инициативе лидеров "Единства".
С точки зрения некоторых наблюдателей, информация об ухудшении состояния здоровья Б.Ельцина также могла заставить разные группы интересов добиваться пересмотра негласных договоренностей о разделе влияния, которыми Ельцин якобы обусловил свой добровольный уход с поста президента в конце декабря 1999 г.
Инициатива "Единства" поставила президента перед сложным выбором: либо роспуск Думы и резкое усиление влияния наиболее амбициозной части старой ельцинской гвардии на политику и экономику страны, либо отставка правительства. Неслучайно поэтому лидер фракции ОВР Е.Примаков заявил, что инициатива о вотуме недоверия правительству, неожиданно поддержанная определенными силами в президентской Администрации, наносит ущерб прежде всего интересам самого президента. Отказ фракции "Единство" от первоначальной позиции накануне дня голосования еще раз подтвердил отсутствие согласованности и реального единства в окружении президента.
Группа политического анализа


В начало

ПОЗИЦИЯ


Альтернатива Грефу

"Альтернатива программе Грефа в социальной политике - какая она?" Этой теме было посвящено состоявшееся в конце февраля в Московском Доме общественных организаций заседание "круглого стола", на котором обсуждались проблемы реформирования социальной сферы и вопросы социальной политики государства. В заседании "круглого стола" приняли участие ведущие эксперты и аналитики институтов экономики, международной экономики и политических исследований, народнохозяйственного прогнозирования РАН и многие другие. Вашему вниманию мы предлагаем выступление доктора экономических наук, директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Натальи РИМАШЕВСКОЙ.
Римашевская Н. Главное звено социальной части программы Грефа - переход от патерналистского к субсидиарному государству. Эта программа может обеспечить безоблачную жизнь "верхним" 20% населения России, но она игнорирует острые социальные проблемы, касающиеся его абсолютного большинства.
Основные проблемы - это обнищание населения, связанное с "шоковой терапией" 1992 г. (и сегодня 35% населения находится ниже уровня бедности), поляризация доходов (соотношение доходов крайних групп составляет 13,5 раза, а по заработной плате это различие доходит до 30 раз), безработица, разрушение системы социальной защиты и системы социальной инфраструктуры, которые обеспечивают удовлетворение таких социально значимых потребностей, как здравоохранение, образование и жилищно-коммунальная сфера. Сложившееся состояние социальной сферы блокирует осуществление экономических реформ. Более того, чем дольше мы затягиваем проведение этих реформ, тем тяжелее получить позитивный результат.
Сама реформа может быть реализована только комплексно. Сегодня этот принцип отсутствует: сначала бросились помогать пенсионерам, потом заговорили о жилищно-коммунальной реформе, завтра будут реформировать заработную плату. От этого ситуация в социальной сфере все больше приобретает характер хаоса, а положение различных групп и слоев населения становится все более противоречивым. Например, начав что-то делать с пенсионной реформой, мы внесли такую неразбериху в эту сферу, что люди, внесшие в экономику государства больший вклад своим трудом, получают в 2 - 3 раза меньшую пенсию, чем те, кто просто дожил до определенного возраста. Есть разные факторы, которые определяют уровень пенсий.
Сегодня мы хотим проводить жилищно-коммунальную реформу, чтобы все платили полностью за все, но при этом забыли, в каком состоянии находятся доходы семей. Характерной чертой реализации этой реформы должно быть ее эшелонирование во времени, и период реформирования должен составлять не менее 10 лет. Но ее концепция, рамки, структура должны быть определены сразу, а все части - органически увязаны.
Следует выделить три составляющих социальной реформы:
первая связана с перераспределением текущих доходов и предполагает реорганизацию оплаты труда, налогов и социального страхования;
вторая направлена на минимизацию безработицы;
третья - реструктуризация социальных отраслей. Они должны быть преобразованы не только в части своего финансирования, но и в организации деятельности. Их материальная база осталась нам в наследство от того времени, когда социальные отрасли работали в основном на себя. То есть здравоохранение всегда хотело, чтобы было больше врачей, больше финансирование, больше больниц, а критерии эффективности уходили на второй план. Для того чтобы эта отрасль на самом деле стала эффективной, она должна быть реструктуризована.
Государство должно отвечать за минимальный уровень потребления, гарантировать его минимальные нормы. Социальные гарантии являются императивом для социального рыночного государства, поскольку только оно должно таким образом регулировать ситуацию, чтобы было меньше тех, кто не имеет прожиточного минимума, кто получает заработную плату даже ниже пенсии. При этом главным минимальным стандартом является прожиточный минимум, причем не тот уровень, который существовал с 1992 г. и составлял половину от минимального потребительского бюджета до 1990 г.
Этот главный минимальный стандарт, прожиточный минимум, должен эволюционировать в ходе реформы от уровня выживания в сторону "расширенного прожиточного минимума". Почему расширенного? Для проведения реформы в социальной сфере необходимо, чтобы заработная плата включала в себя расходы и на социальное страхование, и на оплату жилищно-коммунальных услуг. Для того чтобы перевести эти сферы на рыночные рельсы, расходы населения должны быть включены в прожиточный минимум и минимальную заработную плату, а работник должен иметь возможность платить за эти услуги. Что касается всех других минимальных гарантий, их следует подтягивать к прожиточному минимуму. Для этого необходимо сокращение поляризации в оплате труда и в доходах населения. Однако невозможно, сокращая поляризацию доходов, вводить плоскую шкалу налогов, какие бы благие мотивы ни имелись при этом в виду.
Естественно, на этой базе можно реализовать адекватную систему страхования от всех рисков, от болезни, от возраста, от потери работы. Так делается во многих странах, где эта система эффективно работает. Нам не надо каждый раз изобретать велосипед, нужно использовать позитивный мировой опыт.
В России сейчас очень слабо развита система социального страхования, нет даже соответствующих институтов. В системе страхования есть три стороны: страхователь, страховщик и застрахованный. Каждая имеет свои права и обязанности. У нас, конечно, есть своя специфика, но надо адаптировать существующие правила к нашим условиям, учитывать очень разную региональную специфику, памятуя о том, что есть задачи для страны в целом и есть задачи для отдельных регионов. Нужно уметь выстроить проблемы по их значимости, по приоритетности решения. Задача любой политической власти - правильно найти эти приоритеты и определить, что требуется делать сегодня и что потребуется завтра.

В начало

ГОЛОСА РЕГИОНОВ


В глубине России

Изменить жизнь к лучшему могут только сами люди, опираясь на такие фундаментальные ценности, как Свобода, Закон и Согласие. Именно эти ценности лежат в основе идеологии "Отечества", сумевшего стать подлинно массовой политической организацией.
Подтверждением тому - деятельность местных отделений "Отечества" в глубинке Мордовии - в Атяшевском и Кочкуровском районах. Вера в будущее России, ясные цели и задачи организации привлекли под знамя "Отечества" авторитетных и уважаемых в районах людей, профессионалов, тех, кто может повести за собой. Например, на выборах в Государственную Думу абсолютным большинством голосов жителей Кочкуровского района был избран кандидат от блока ОВР Виктор Гришин. Для того чтобы избиратели получили ясное представление о кандидате, за каждым из активистов местного отделения "Отечества" были закреплены десять дворов (десять семей), где они побывали и беседовали с избирателями. Победа на выборах в районе и в целом в республике всколыхнула людей. Как итог - в Совет местной организации стали приходить люди с желанием вступить в "Отечество".
По инициативе молодежной секции местного отделения "Отечества", возглавляемой С.Зюзяевым, был создан молодежный досуговый центр "Созидатели", расположившийся в здании бывшего кинотеатра. Теперь есть куда прийти молодежи районного поселка - и проблемы свои решить, и заняться полезным делом. Благодаря инициативе ребят был устроен спортивный клуб. Целенаправленно действует и секция по работе с женщинами, в которой активно участвуют Н.Зыбкина и Г.Васяева.
То, что в местных отделениях "Отечества" собрались люди дела, приносит свои плоды. В составе местной организации Кочкуровского района возникли три первичных организации: на территориях Кочелаевского, Семилейского и Сабаевского сельских Советов. При проведении сверки членов к работе каждого из них подошли очень серьезно. На отчетно-выборном собрании был избран новый состав Совета отделения, его возглавил А.Васяев. На отчетно-выборном собрании Атяшевского местного отделения "Отечества" был избран Совет организации, руководителем которого вновь стал Н.Атюнькин.
И когда на отчетно-выборных собраниях встал вопрос о преобразовании организации в партию, мнение было практически единодушным: при создании партии опираться на базу "Отечества", сохраняя при этом саму организацию как более широкое общественное объединение. Потому что "Отечество" сильно именно своими местными отделениями, своими людьми.
А.Сибирцев,
Саранск


В начало

Hosted by uCoz