Ультралиберализация или структурные реформы?
В условиях, когда позитивные тенденции в развитии российской экономики, по существу, исчерпаны, а структурные реформы так и не проведены, правительству предстоит сделать выбор между ультралиберальными экономическими подходами, направленными на сокращение доли государства в экономике, и проведением структурных реформ.
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, страна стоит на пороге нового этапа ультралиберальных реформ. Вновь возникает тезис о необходимости сокращения государственного вмешательства в экономику. К мерам по его реализации относятся: сокращение государственных расходов за счет регионов и социальной сферы, прекращение поддержки промышленности и агропромышленного комплекса, банкротство неплатежеспособных предприятий с последующим переделом собственности, ослабление контроля за потребительским рынком путем отмены соответствующих правительственных постановлений как якобы "чуждых самой природе рыночных отношений", ослабление валютного контроля, снижение экспортных пошлин на нефть, проведение пенсионной и жилищно-коммунальной реформ и т.д. Такого рода тезисы активно отстаивает советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов.
Что касается снижения экспортных пошлин, то оно не приведет к ощутимому росту инвестиций в нефтяную отрасль, поскольку не сопровождается устранением тех барьеров, которые препятствуют вложению денег в развитие отрасли. Как известно, экспортные пошлины изменяются один раз в квартал и устанавливаются в зависимости от мировых цен на нефть. Поскольку цены выросли, вице-премьер Алексей Кудрин был уже готов отказаться от ранее данного обещания о снижении пошлин. Однако под давлением нефтяных компаний правительство все же решило их снизить.
Снижение доли государственных расходов означает отказ от государственной поддержки неплатежеспособных предприятий, который либералы называют "редукцией нерыночного сектора". Однако их оппоненты, например тот же Михаил Делягин, подчеркивают, что большинство неплатежеспособных предприятий, которые можно было закрыть, уже закрыты. Остаются системы жизнеобеспечения, градообразующие и стратегические предприятия, ликвидация которых будет иметь катастрофические последствия для страны.
Говоря об альтернативе ультралиберальному проекту, ряд экспертов указывают на необходимость проведения серьезных структурных реформ, таких, как реформа естественных монополий в целях обеспечения их прозрачности, банковская реформа, судебная реформа, направленная, в частности, на декриминализацию процедуры банкротства, государственное гарантирование инвестиций в базовые отрасли экономики.
Следует отметить, что, как показало, в частности, голосование по бюджету в Государственной Думе, возможности по реализации ультралиберальных экономических моделей в определенной степени ограничены по причине сопротивления со стороны как парламента, так и отдельных экономических и политических элитных групп.
Российское руководство самим ходом событий оказалось поставленным перед выбором между новым этапом либеральной экономической политики и проведением серьезных структурных преобразований, направленных прежде всего на обеспечение собираемости налогов, достижение прозрачности и эффективности банковской системы, реформу естественных монополий.
Первый подход чреват серьезной политической поляризацией и сокращением социальной базы президента В.Путина. Второй требует значительно больших усилий, прежде всего в том, что касается налаживания эффективного взаимодействия между правительством, с одной стороны, и думскими профессионалами и представителями политических и деловых элит - с другой. Однако реализация той или иной стратегии невозможна без четкого выбора самого президента в ее пользу и создания на этой основе команды, способной проводить соответствующую программу в жизнь. Тактика дистанцирования, равноудаленности и невмешательства, как показали события, все более отчетливо обнаруживает свои пределы. Совокупность внутренних и внешних факторов подводит президента и правительство к принятию стратегических решений.
Группа политического анализа
В начало