За социальные права народа
На прошлой неделе в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция депутатов Государственной Думы, членов Политсовета "Отечества" Андрея ИСАЕВА и Валерия РЯЗАНСКОГО, посвященная острым проблемам социальной политики. На ней были озвучены важные инициативы по повышению жизненного уровня населения. Предлагаем вашему вниманию выдержки из выступлений участников пресс-конференции.
А.Исаев. Организация "Отечество" оценивает сложившуюся в нашей стране ситуацию с оплатой труда в бюджетной сфере как близкую к катастрофической. По оценкам экспертов, доля заработной платы в стоимости производимой продукции в России на сегодняшний день составляет по отдельным отраслям от 7 до 17%. А, например, в США средняя доля оплаты труда в стоимости продукции составляет от 50 до 60%. Мы понимаем, что недооплачивается труд огромного числа наших соотечественников и это приводит к отрицательным социальным и экономическим последствиям.
Социальные последствия - на сегодняшний день свыше 25% населения живет ниже уровня бедности - тесно связаны с экономическими: в условиях крайне низкой покупательной способности населения не может нормально развиваться рыночная экономика и хозяйство.
Важнейшей проблемой в области заработной платы является недопустимо резкий разрыв в уровне оплаты труда, достигающий нескольких десятков раз (24 раза в среднем по России). Отмечается также крайне негативная дифференциация в оплате одного и того же труда в зависимости от форм собственности. Нас беспокоит крайне низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Сегодня это самая низкооплачиваемая часть населения нашей страны. А ведь в бюджетной сфере сосредоточены квалифицированные кадры: учителя, врачи, работники науки, культуры...
Нас возмущает и то, что люди, работающие на государство, разделены на две абсолютно неравные по правам категории - на бюджетников и государственных служащих. Государственные служащие превращены в своеобразное дворянство, которое имеет совершенно иные условия оплаты труда, получения пенсий и иных социальных льгот и этим существенно отличается от тех, кто точно так же работает на государство в школах и вузах, в больницах и поликлиниках, в учреждениях науки и культуры, - от так называемых бюджетников. Такой подход абсолютно необоснован и неправомерен.
"Отечество" как организация, которая шла на выборы, провозглашая необходимость существенного повышения заработной платы работников бюджетной сферы, ставит этот вопрос в качестве приоритетной задачи в своей законотворческой деятельности. По нашему заказу в Академии труда и социальных отношений разрабатывается проект закона об общих принципах регулирования оплаты труда и предпринимательского дохода. Мы предполагаем, что к апрелю текущего года этот законодательный акт будет подготовлен, и мы внесем его на рассмотрение его в Государственную Думу.
В ближайшее время мы также предложим поправки к закону о госслужбе, которые позволят ликвидировать существующее деление на бюджетников и госслужащих. Взамен существующей сегодня единой тарифной сетки для бюджетников предложим три тарифные сетки. Одна - для всех лиц, работающих на государство по рабочим специальностям, независимо от того, в каких организациях они работают; другая - для всех специалистов среднего класса, работающих во всех государственных учреждениях, и третья тарифная сетка - для высококлассных специалистов, в которую могут попасть и министр, и доктор наук, и ректор. Они окажутся в единой в данном случае системе, потому что критерием оплаты труда будет не место их службы, а уровень квалификации труда.
В.Рязанский. Говоря о повышении зарплаты бюджетникам, мы выделяем особую часть работников, которая несет на себе самую тяжелую ношу. Это касается тех, кто работает с людьми. Сегодня оплата труда работников заводов и фабрик значительно выше, чем у тех, кто имеет дело с самым трудным материалом - с человеческими душами. Мы говорим о повышении заработной платы тем, кто вырастит наше будущее - новое поколение России. Этот труд должен быть по достоинству оценен государством.
А.Исаев. Еще один важный момент, на котором мы хотим сосредоточиться, - это дальнейшее повышение минимальной оплаты труда. В прошлом году нам удалось сдвинуть ситуацию в этой области с мертвой точки. В течение года минимальный размер оплаты труда вырос в 3,5 раза - с 83 (таким он был до конца июня 2000 г.) до 300 руб. (таким он станет в июле этого года). Но здесь главное - не остановиться на достигнутом. Мы считаем, что минимальный размер оплаты труда должен быть повышен с 1 октября текущего года до 450 руб. и с 1 января 2002-го - до 650 руб.
После достижения этих цифр мы планируем внести в Государственную Думу законопроект, который будет устанавливать минимальный размер оплаты труда уже не в абсолютных цифрах, а в отношении к существующему прожиточному минимуму. Этот законопроект предполагает, что минимальный размер оплаты труда будет ежегодно устанавливаться законом о федеральном бюджете, исходя из следующего отношения к величине прожиточного минимума:
2002 г. - 40%, 2003 г. - 60, 2004 г. - 80, 2005 г. - 100%. Таким образом, формируется фактически четырехлетняя программа повышения минимального уровня оплаты труда до уровня прожиточного минимума.
Но при этом возникает вопрос величины прожиточного минимума. На сегодняшний день потребительская корзина, по которой в основном рассчитывается прожиточный минимум, была утверждена в 1992 г. Правительство внесло в Думу законопроект, предлагающий продлить действие нынешней потребительской корзины еще на четыре года. Мы с Валерием Владимировичем Рязанским и группой депутатов внесли свой законопроект, в котором предлагаем продлить ее действие лишь на год, поскольку уже начался бюджетный процесс этого года. Если говорить о прожиточном минимуме сегодня, то он составляет 1,3 тыс. руб. в месяц на работающего человека. К 2005 г. эта сумма, разумеется, вырастет. Возможно, она превысит 2,5 тыс. руб.
В последнее время активно обсуждается намерение коммунистов поставить вопрос о доверии правительству. У нас есть очень серьезные претензии к правительству. Мы неоднократно говорили о необходимости серьезной корректировки социально-экономического курса и будем добиваться ее. Но для нас важно действительно скорректировать курс, а не демонстрировать свою оппозиционность. Поэтому мы не будем поддерживать инициативу отставки правительства, хотя оставляем за собой право это правительство критиковать. Мы убеждены в том, что президент должен реорганизовать правительство, отправив в отставку ряд его членов.
Вопрос. Есть ли сегодня задолженность перед бюджетниками в Москве и Московской области?
В. Рязанский. По Москве на сегодня задолженности бюджетникам нет. Московская область сейчас значительно прибавила в своем потенциале. Она набирает темпы после достаточно неудачного периода времени, растянувшегося на 5 лет.
Вопрос. Как развивается ситуация с принятием нового Трудового кодекса?
А.Исаев. Складывается впечатление, что предпринимаются попытки сорвать нормальную работу согласительной комиссии и протащить правительственный вариант. Дана установка на места, требующая от органов власти субъектов Федерации присылать в Думу телеграммы в поддержку правительственного варианта. Это все свидетельствует, по крайней мере, о том, что в правительстве есть крыло, которое не собирается договариваться, а рассчитывает решить вопрос силовым путем.
Вопрос. По сообщениям из регионов, многие профсоюзные организации готовы поддержать своих представителей в Госдуме, в том числе и акциями протеста, если ситуация с Трудовым кодексом будет затягиваться.
А.Исаев. Мне показалось, что профсоюзным организациям удалось очень конструктивно поработать с депутатами накануне рассмотрения Трудового кодекса. Более половины депутатов были приглашены на встречи с трудовыми коллективами, профсоюзным активом. Я думаю, что по этому пути надо идти и дальше. Весенние каникулы Госдумы совпадут с первомайскими мероприятиями. В большинстве субъектов Федерации профсоюзы будут проводить традиционные для этого дня митинги, и на них обязательно надо пригласить депутатов от данного региона и еще раз спросить, какова их позиция по Трудовому кодексу. Депутаты должны чувствовать, что от того, какую позицию они займут по Трудовому кодексу, во многом будут зависеть перспективы их избрания в 2003 г. на парламентских выборах.
В начало