На принципах демократии и солидарности
На прошлой неделе в Госдуме состоялось первое чтение законопроекта "О политических партиях", которому предшествовали долгие обсуждения и дебаты. Парламентарии приступили к рассмотрению закона, который будет определять их будущее и будущее всей политической системы страны. Однако с принятием закона меняются основные "правила политической игры". Перед общественно-политическими организациями встает задача преобразования в партии. Собственные приоритеты в реорганизации сложившейся структуры должно определить и "Отечество". О том, какие цели сегодня стоят перед нашей организацией, о первоочередных задачах в этих условиях рассказывает руководитель Уставной комиссии организации, секретарь Политсовета Виктор МИШИН.
- Виктор Максимович, в Политсовете "Отечества" Вы возглавляете комиссию по организационно-партийной работе и региональной политике. Какие задачи сегодня стоят перед комиссией?
- Последние полгода главным направлением в работе комиссии было формирование концепции партийного строительства и устава партии. Скрупулезная и активная работа над вопросами преобразования в партию, создания проекта устава и концепции партстроительства была обусловлена общероссийскими тенденциями реформирования всей политической структуры.
Сегодня на территории РФ зарегистрировано около 1000 общественно-политических объединений. Большинство из них существует в анабиозном состоянии и выходит из "спячки" только накануне парламентских и президентских выборов. Государство финансирует участие этих организаций в выборах из своего бюджета, но, как показывает практика, многие не преодолевают
2-процентного барьера, самораспускаются и не возвращают в казну выделенные средства. Необходимостью введения в цивилизованные рамки общественно-политической жизни страны было продиктовано решение Президента РФ о внесении в Госдуму проекта закона о политических партиях, который сегодня серьезно прорабатывается нашими парламентариями.
"Отечество" поддерживает шаги президента в этом направлении и само становится активным участником происходящего процесса. Участвуя в обсуждении закона, "Отечество" ведет активную работу и по подготовке устава собственной партийной структуры.
- А каким было участие регионов в подготовке проекта нового устава?
- В нашу комиссию вошли депутаты фракции ОВР, видные политические деятели - члены "Отечества", представители региональных отделений организации. Не для формы, а по существу мы стремились к тому, чтобы обсуждение проекта устава было как можно более демократичным.
Были проведены научно-практические конференции по вопросам партстроительства. Из регионов поступило свыше 300 поправок и предложений к концепции и проекту устава. С нами работал широкий круг ученых, специализирующихся на вопросах партийного строительства, из Академии госслужбы, Института молодежи. Были проанализированы уставные документы многих партий как российских, так и зарубежных: социал-демократов Западной Европы, партий Японии, американских демократов и республиканцев. В результате получился документ, учитывающий наши исторические традиции, специфику и самобытность, с одной стороны, и передовой опыт партийного строительства за рубежом - с другой.
- Что в уставе требовало наибольшего внимания и проработки?
- За время существования "Отечества" мы сумели выстроить серьезную структуру. В 88 регионах работают отделения нашей организации, у нас около
2,5 тыс. местных отделений. Региональные руководители "Отечества" стали заметной частью местной политической элиты. Поэтому наиболее серьезный блок вопросов при создании устава партии был в первую очередь связан с регламентацией деятельности региональных и местных отделений, взаимоотношений Центра и регионов.
Отечественная история показала, что для создания сильной лидирующей партии идеален устав КПСС, основанный на принципе демократического централизма. Однако сегодня ни одна политическая организация не сможет стать популярной, если будет провозглашать принцип подчинения меньшинства большинству. Поэтому, создавая проект устава "Отечества", мы стремились к декларированию принципа солидарности, но в то же время, если мы хотим создать эффективно работающую и стройную партийную структуру, внутренние взаимоотношения должны быть очень четко регламентированы. Необходимо вычленить те направления, которые являются прерогативой местных и региональных организаций, и те, что остаются в ведении центральных органов.
В то же время в уставе нашей организации важно сочетать дисциплину и как можно более широкую демократию и самодеятельность. Но любое решение вышестоящего органа, особенно по принципиальным вопросам, должно приниматься на основе максимального учета мнений местных и региональных организаций. Этого принципа мы и придерживались до сих пор. На региональных выборах всех уровней Политсовет в первую очередь учитывал мнение региональной организации по поддержке того или иного кандидата.
- Как Вы оцениваете судьбу подготовленного комиссией документа?
- Как мне кажется, закон о партиях для Думы входит в число приоритетных. Документ достаточно быстро был принят в первом чтении, поскольку вырабатывался при широком обсуждении, в демократической обстановке. После окончательного принятия закона мы готовы вынести новый устав "Отечества" на обсуждение съезда, дополнить его положения необходимыми поправками для прохождения в Минюсте. Так что сегодня можно сказать, что мы находимся в положении низкого старта: устав готов, делегаты на съезд избраны, и после принятия закона о партиях "Отечество" может готовиться к проведению съезда.
Новый устав предполагает возможность сохранения правопреемственности при переходе от организации к партийной структуре, даже независимо от того, будет ли организация преобразована в партию или же партия будет создана с сохранением организации. Кстати, этот вопрос один из самых принципиальных.
- Не повторит ли дублирование "Отечества" в качестве партии и организации предвыборную ситуацию, когда был создан штаб и работала сама организация?
- Такая возможность есть. Поэтому наиболее оптимальный вариант - это трансформировать организацию в партию с сохранением названия, эмблемы, имущества. И, обеспечив правопреемственность, сформировать общественную организацию как один из рычагов работы партии в массах. Тогда у организации сохраняется возможность коллективного членства.
- Виктор Максимович, Ваш прогноз: сколько существующих сегодня общественно-политических организаций трансформируется в партии?
- Сегодня и государство, и общество заинтересованы в наведении порядка в общественно-политической жизни. Поэтому наиболее оптимальное, на мой взгляд, количество партий - не больше 5 - 7. Говорить как о реальных партиях можно только лишь о КПРФ, ЛДПР, и, без ложной скромности, к ним можно отнести "Отечество". У других организаций до сих пор нет реальной общероссийской партийной структуры.
Обсуждаемый закон о политических партиях требует от организаций не менее 10 тыс. членов в 50 регионах.
"Яблоко", СПС и "Единство" формально, может быть, таким ресурсом располагают или же приобретут его, используя административные возможности, таким образом войдя в число наиболее реальных партийных структур. В том случае, если примут вариант мягкого перехода от общественно-политической организационной структуры к партийной, в течение двух лет у нас может появиться около 30 партий, но большинство из них до выборов 2003 г., на мой взгляд, не доживет.
Беседу провела Мария Введенская
В начало