Расширяя пространство свободы
Вчера в Государственной Думе состоялось первое чтение законопроекта "О политических партиях". На заседании по этому вопросу выступил секретарь Политсовета, депутат Госдумы Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
Каждый из нас, оказавшихся в политике в эти трудные и противоречивые годы, должен испытывать определенное удовлетворение от того, что между властью и общественными организациями наконец-то сформировалось согласие по поводу необходимости создания многопартийной политической системы. Осталось сделать главное: убедить присоединиться к этому согласию основных действующих лиц политики - наших избирателей. А это будет возможно, когда на смену пресловутой "партии власти" и ее не всегда добросовестным манипуляциям общественным мнением придет эффективная и вполне цивилизованная многопартийная политическая система, способная нашими общими усилиями, если хотите - заставить власть считаться с собой и, между прочим, с нашими избирателями. Похоже, что и президент к этому действительно расположен.
"Отечество" и фракция ОВР обсуждали представленные законопроекты на всех стадиях их разработки, в том числе с представителями более чем 30 политических и общественных объединений, обладающих опытом участия в выборах, но не имеющих ныне своего парламентского представительства. Поэтому то, что будет сказано далее, основывается и на позиции наших депутатов, и на мнении этой важной части спектра общественных сил.
Оценивая законопроекты в целом, следует признать, что не все из них представляют собой стройный и логичный с точки зрения права и наших политических реалий документ. В большей мере этим критериям отвечает законопроект президента России. В основном он соответствует стоящим пред ним задачам: способствовать становлению и укреплению российской партийно-политической системы, упорядочить деятельность политических организаций, поставить ее под контроль общества. Конечно, если бы мы прожили два поколения в условиях политического плюрализма, надо было предложить обществу другой закон. Но поскольку мы в самом начале пути и этот закон - плод согласия, о котором я уже говорил, есть шанс продолжить этот путь. Мы не имеем права и его упустить. Исходя из этой оценки, наша фракция намерена консолидировано поддержать внесенный президентом законопроект "О политических партиях" в первом чтении.
Такому решению предшествовала очень острая дискуссия во фракции. У нас есть замечания и предложения, которые хотя и не затрагивают его концепцию в целом, все же являются, с нашей точки зрения, очень принципиальными для того, чтобы говорить о них именно сейчас, в первом чтении.
Теперь по существу наших замечаний.
1. О членстве в партии. Сказанного в тексте законопроекта, явно недостаточно. Это право не должно распространяться на лиц, находящихся на военной службе, и не должно быть реализовано гражданами в период их государственной службы.
2. В нынешнем виде законопроект перегружен различными формами и нормами контроля госструктур за политическими партиями, подробными описаниями сложных разрешительных и запретительных процедур.
Это - явное противоречие как с провозглашаемым законопроектом принципом невмешательства органов государственной власти в деятельность партий, так и с самой сутью этого общественного института, целью которого является формирование, концентрация и изъявление политической воли граждан. Надо разгрузить законопроект в этом отношении, добиваться того, чтобы он в первую очередь обеспечивал гарантии многопартийности, а не создавал избыточные барьеры и препоны для деятельности политических партий. Иначе говоря, расширял пространство свободы, а не сужал его.
3. Излишне сложным и многоступенчатым нам представляется устанавливаемый порядок регистрации партий. Нет никакой необходимости изменять существующий ныне для всех общественных объединений уведомительный порядок регистрации региональных и местных отделений. Соответственно, и прекращение их деятельности не должно находиться в зависимости от воли региональных органов исполнительной власти. В принципе, деятельность партий может быть прекращена только в судебном порядке.
4. Следующая принципиальная позиция связана с процедурами оценки степени участия партий в выборах всех уровней и применением государственных санкций. Делать этого не стоит. Ведь, выборы - это одно из главных условий самого существования политической партии, смысл и конечная цель ее деятельности. Другое дело, признавая необходимость установить данным законом исключительное право политических партий на участие в выборах, мы вместе с тем считаем, что регулирование участия в выборах или неучастия в них других общественных организаций не может являться предметом данного закона.
5. Законопроект предусматривает, что федеральные партии станут единственным механизмом выдвижения кандидатов и их участия в выборах в субъектах Российской Федерации. Мы все же полагаем, что на выборах в регионах могут быть представлены некоторые сугубо местные объединения, ставящие перед собой исключительно локальные цели. Очевидно, деятельность таких объединений должна регулироваться либо иным федеральным законом, либо законодательством субъектов федерации.
6. Надо избавить будущий закон от попытки превратить его в примерный устав политический партий. Не стоит расписывать количество и качество участников съезда, способы их избрания, степень обязательности решений органов партии для их членов и другие атрибуты централизма. Мы хорошо знаем, насколько опасен этот путь. Необходимо ограничиться нормами, обеспечивающими свободу гражданина вступать и выходить из партий, участвовать в обсуждении решений, принимаемых партийными органами.
7. Еще одно важное положение связано с бюджетным финансированием политических партий. Оно и в прошлом не раз становилось камнем преткновения при обсуждении данной темы, и не случайно: в стране, где сформировался устойчивый антипартийный синдром, идея финансирования партий за счет сограждан неприемлема. Драматически низкий жизненный уровень наших соотечественников не дает нам такого права. К этой идее следует вернуться в более благополучные времена.
8. Последнее замечание затрагивает вопрос идеологии политический партий. Законопроект запрещает создание партий по ряду признаков, в том числе, например, по социальному. Это представляется явным недоразумением. По своей природе партия есть инструмент выражения и защиты интересов больших общественных групп, т.е. именно социальных интересов. А партий, созданных не по социальному признаку не бывает вообще. Это положение нуждается в серьезной корректировке.
Здесь уместно сказать, что мы, конечно, разделяем логику этого закона - укрупнение партий, сокращение их числа. Но мы категорически против попыток администрировать этот сложнейший процесс. Очень важно, чтобы он развивался естественно. И это обязательно будет происходить по мере повышения политической культуры нашего общества и, самое главное, по мере повышения политической ответственности наших общественно-политических организаций и их лидеров.
Таковы самые главные замечания к предлагаемому законопроекту. Они, как и некоторые другие рекомендации будут предложены фракцией в виде поправок к соответствующим статьям. Их принятие станет для нас основанием голосовать за законопроект во втором чтении.
В начало