Главный ресурс России
Сегодняшняя тема нашего номера посвящена актуальным проблемам развития современной российской экономики и науки в условиях глобализации. На вопросы нашего корреспондента отвечает член Политсовета "Отечества", заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Андрей Кокошин.
- Андрей Афанасьевич, как Вы оцениваете перспективы повышения роли России в мировой экономике в условиях ее глобализации?
![](/images/white.gif)
- Перспективы у России есть и весьма значительные. Хотя сейчас мы в основном находимся на обочине этого процесса. Главный ресурс России - это ее "человеческий капитал": все еще высокий уровень образования, фундаментальной и прикладной науки и культуры. Однако этот потенциал используется пока крайне недостаточно, и потребуются колоссальные долговременные усилия для того, чтобы наукоемкая продукция России - товары, услуги - заняла сколько-нибудь видное место в мировой экономике. Мы можем добиться крупных результатов к концу нового десятилетия на таких направлениях, как гражданская ракетно-космическая техника, гражданская авиация, сверхвысокочастотная электроника, производство программного продукта для ЭВМ телекоммуникационных систем и сетей, в целом ряде направлений развития биотехнологий. Однако само по себе здесь ничего не делается.
![](/images/white.gif)
Формулирование национальной научно-промышленной политики идет медленно, несмотря на то, что этот вопрос является для нас сверхактуальным. Очень надеюсь, что демонстрация внимания президента к отечественной науке, технике, образованию подтолкнет правительство в этом направлении. Зависимость экономики страны от добывающих отраслей, от экспорта сырья, особенно энергоносителей, в последнее время существенно увеличивалась, что повышает степень уязвимости нашей страны от всякого рода неблагоприятных внешних воздействий. 2000 г. в этом отношении в значительной степени был упущен. Я считаю, что не зря в президентских структурах сейчас бьют тревогу по поводу того, что экономическая обстановка в стране в 2001 г. может быть существенно хуже, чем она была в предыдущем. Поэтому сейчас, как никогда, нужны экстренные меры по стимулированию промышленного роста, и прежде всего в области высоких наукоемких технологий, с прямой и активной ролью правительства и государства в целом.
- На Ваш взгляд, затопление и консервация космической станции "Мир" приведет к консервации и затоплению высокотехнологичной отечественной науки или выведет ее на более высокую орбиту?
![](/images/white.gif)
- Конечно, исчезновение с земной орбиты станции "Мир" - это грустное событие. Но, видимо, другого решения нет именно для станции "Мир".
![](/images/white.gif)
Масштабы тех ресурсов, которые сегодня идут на космос (как гражданский, так и военный) в России, явно малы, не соответствуют нашему научно-техническому потенциалу, тому, что могла бы и должна была делать Россия для сохранения себя в качестве великой космической державы, для участия на равных в международной деятельности в этой сфере.
![](/images/white.gif)
В ходе обсуждения федерального бюджета на 2001 г. мне и ряду других депутатов удалось все-таки добиться некоторого увеличения расходов на космическую деятельность. Однако этого пока явно недостаточно. Помимо увеличения бюджетных расходов на космос необходимо всемерно добиваться увеличения заказов на нашу космическую технику, на услуги, предоставляемые в том числе нашими ракетоносителями. Мы имеем все шансы пробиться на мировой рынок спутников связи, телевещания и прочих космических средств.
![](/images/white.gif)
Но опять же для этого нужны целенаправленная государственная политика, различные юридические, финансовые механизмы, значительно более активная поддержка государством предпринимательства в данной сфере. Только это позволит нам восстановить наши позиции в космической сфере, что займет немало лет. Пока же роль России в этой области, несмотря на все усилия тех, кто радеет за нашу космическую науку и промышленность, ослаблена.
- Предстоящая военная реформа - это эволюционный или революционный процесс?
![](/images/white.gif)
- Очевидно, этот процесс выходит сейчас, после ряда важнейших решений президента В.Путина и Совета безопасности, на более стабильный уровень. Он потребует тоже много времени. Не следует ни в коем случае ожидать каких-то быстрых впечатляющих результатов. Дай бог, чтобы у нас появились через полтора-два года новые боеспособные соединения и объединения, а через 2 - 3 года новые боевые Уставы, наставления по ведению операций и по стратегическим действиям.
![](/images/white.gif)
Важно, чтобы стала, наконец, поступать в войска новая техника, чтобы обновилась система управления Вооруженными силами, начиная с уровня Министерства обороны и входящего в него Генерального штаба. Это можно сделать уже в 2001 - 2002 гг. Так что это должен быть целенаправленный постоянный процесс, но не радикально-революционный, а стабильный, уверенный, с гарантированным финансированием, с ответственностью за него и Минфина, и Минобороны.
Интервью подготовила
Мария Введенская
В начало
![](/images/white.gif)