Александр Вешняков. Деятельность партий
имеет огромное значение
Новогоднее затишье, в котором оказалась страна в первой декаде января, редко нарушается какими-то яркими политическими событиями. Однако было бы большой ошибкой упустить из виду вынесенный российским президентом на обсуждение Госдумы законопроект о политических партиях.
О том, какую роль в общественно-политической жизни страны могут и должны играть партии, а также о своих впечатлениях о состоявшихся в США выборах президента, рассказывает председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков.
-
Предвыборная кампания Альберта Гора и демократов строилась на успешном экономическом росте страны в течение восьми лет и значительном упрочении администрацией Клинтона позиций США как лидирующего государства в мире.
В основу выборных технологий предвыборной кампании Джорджа Буша и республиканцев легла критика действий администрации демократов.
Александр Альбертович, не означает ли в этих условиях победа Буша торжество выборных технологий над реальными успехами демократической власти?
- Да, я согласен, что предвыборная кампания Джорджа Буша строилась на определенной критике действий администрации Билла Клинтона, но эта критика не только подчеркивала недостатки в работе администрации Клинтона, но и предлагала свое видение развития экономики страны, решения проблем различных слоев населения. Если говорить о том, что именно предвыборные технологии Буша способствовали его победе на этих выборах, то я с этим бы, наверное, не согласился. Одним из главных мотивов, которые, на мой взгляд, способствовали избранию Джорджа Буша очередным, сорок третьим, президентом Соединенных Штатов Америки, был тот факт, что до этого демократы в течение восьми лет занимали ключевые позиции в органах власти Америки. Восемь лет президентом от демократов был Клинтон, и общество, видимо, захотело обновить своих руководителей в надежде, что новые люди еще более энергично будут решать проблемы страны.
- Сегодня можно говорить, что в США сформировалась весьма существенная диаспора наших бывших соотечественников. Заметно ли ее влияние на политическую жизнь Америки и, в частности, на выборы?
- Действительно, в Соединенных Штатах Америки очень много выходцев из стран бывшего Советского Союза - около 3,5 млн. граждан. Это довольно значительное число, учитывая, что всего на территории США проживает порядка 280 млн. человек. Мне неизвестно, есть ли какие-либо серьезные структуры, объединяющие этих людей и реально имеющие возможность влиять на политику американского государства. В ноябре, когда я находился в США, при встрече с представителями различных американских кругов мне бросилось в глаза то, что многие жители Америки прибыли сюда с европейского континента: много выходцев из Польши, Чехии, России, Украины. Америка - страна довольно интернациональная, но в то же время я бы отметил чувство гордости жителей США за свою страну и даже определенную системную работу по воспитанию и сохранению этой гордости. К примеру, в Чикаго я был на хоккейном матче, который начинался с гимна Соединенных Штатов Америки. Когда зазвучал гимн, все зрители встали и начали петь, а так как в основном там была молодежь, то это зрелище меня потрясло.
- Вы неоднократно отмечали, что России есть чему поучиться у американцев. В частности, отметили главенствующую роль на выборах партий. Как Вы оцениваете начавшийся сегодня в России процесс обсуждения проекта закона о партиях?
- Нам действительно есть чему поучиться у американцев в вопросах подготовки и проведения выборов, хотя и американцам есть чему учиться у европейской демократии, в том числе и у российской.
Касаясь роли политических партий, хочу подчеркнуть, что партии играют очень важную роль в жизни Америки. В этом плане России, безусловно, есть чему учиться у США. Именно актуальность этой проблемы и необходимость совершенствования избирательной системы Российской Федерации заставили Центральную избирательную комиссию выступить инициатором подготовки закона о политических партиях. Причем с самого начала наш подход состоял в том, чтобы готовить единый проект закона в содружестве с представителями всех фракций Государственной Думы. Мы намерены вести свою работу открыто, гласно, широко ее обсуждая.
Вопрос о деятельности партий имеет огромное политическое значение для Российской Федерации, и в разработке этого законопроекта должны быть учтены мнения различных политических сил России. Поэтому сегодня эта тема активно обсуждается в средствах массовой информации, на различных партийных мероприятиях, порой звучит критика положений проекта закона. В этих дискуссиях и состоит залог успеха при подготовке эффективного закона, нужного для нашего общества, для наших партий и для нашего государства. К сожалению, иногда эта критика основана на незнании положений, наработок этого закона, тем более что сейчас только завершается подготовка его как проекта.
По моему мнению, многих не устраивает то, что в законе совершенно обоснованно предлагается решить проблему прозрачности финансирования политических партий. У меня появляется такое ощущение, что это очень многим не нравится. А поскольку прямо критиковать такую позицию непопулярно, начинают критиковать другие позиции проекта закона, в определенной мере искажая их. Так, в частности, говорится о том, что предпринимается попытка вмешательства во внутрипартийную жизнь политических партий, установления тотального госконтроля за деятельностью политических партий. Я думаю, что эта оценка явно искажает положения проекта закона. С моей точки зрения, наверное, в чисто популистских целях отвергается идея возможности государственного финансирования политических партий с учетом результатов выборов и поддержки избирателем их во время избирательной кампании.
- Как Вы оцениваете роль и инициативы "Отечества" в процессе обсуждения этого законопроекта и участие организации в региональных выборах?
- Любая партия живет нормальной жизнью, если она участвует в выборах, и то, что "Отечество" активно участвует в региональных выборах, как раз свидетельствует о том, что организация хочет динамично развиваться и получать поддержку общества, набираясь определенного опыта в региональных избирательных кампаниях. В составе нашей группы, которая работает по подготовке закона о политических партиях, есть представители "Отечества", с которыми у нас конструктивные взаимоотношения. Я думаю, свое отражение в законе о политических партиях, а в последующем и в избирательных законах при их совершенствовании, найдут предложения, исходившие, например, от представителя "Отечества" Екатерины Лаховой об обеспечении равенства возможностей для женщин и мужчин на представительство в руководящих органах политических партий, в списках кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Мы признательны "Отечеству" за то, что оно, наряду с другими фракциями, согласилось готовить вместе с Центральной избирательной комиссией единый проект закона о политических партиях. Я надеюсь, что это сотрудничество сохранится и не только по закону о политических партиях, но и по подготовке тех уточнений и изменений, которые необходимо будет вносить в законы о выборах в соответствии с основными положениями доклада, подготовленного Центральной избирательной комиссией о развитии и совершенствовании законодательства о выборах и референдумах Российской Федерации. Этот доклад обсуждался на парламентских слушаниях, и его основные положения были поддержаны Думой.
В начало