Время созидать
Сегодня вашему вниманию мы предлагаем беседу с человеком сложной и интересной судьбы, профессиональный опыт и жизненную мудрость которого трудно подвергнуть сомнению.
На вопросы нашего корреспондента отвечает член Политсовета "Отечества" Виктор Валентинович Иваненко - генерал-майор запаса ФСБ, вице-президент Фонда развития парламентаризма в России.
- Виктор Валентинович, 90-е годы для нашей страны стали судьбоносными. Виражи вашей карьеры в это десятилетие тоже были довольно крутыми и порой неожиданными. Расскажите, пожалуйста, о себе?
- Моей работе в Фонде предшествовал непростой жизненный путь: от студента Тюменского индустриального института до генерального директора Агентства федеральной безопасности РСФСР - министра РСФСР. В неспокойном 1993 году я стал вице-президентом Нефтяной компании "ЮКОС", но в конце 90-х годов из бизнеса решил уйти.
Во время последней избирательной кампании в Госдуму судьба связала меня с "Отечеством". Я работал в предвыборном штабе и на сегодняшний день являюсь членом Политсовета организации. Но одновременно с этим являюсь вице-президентом Фонда развития парламентаризма в России. В первую очередь моя работа в Фонде направлена на налаживание взаимодействия "Отечества" и парламентской фракции "Отечество - Вся Россия" в Думе.
- Каким, на Ваш взгляд, должно быть это взаимодействие?
- Фракция - важнейшее достижение нашей организации. На выборах мы смогли добиться того, что ОВР объединило высокопрофессиональных людей, которые сегодня играют важную роль в работе Госдумы. Это не пустые слова: чтобы сделать такие выводы, достаточно вникнуть в содержательные выступления и предложения наших депутатов. А взаимодействие между самой организацией, ее Политсоветом и фракцией должно быть, как улица с двухсторонним движением. Организация инициирует рассмотрение тех или иных вопросов депутатами, а они отстаивают политику "Отечества". Однако ни в коем случае не должно быть жесткой подчиненности. Здесь необходим определенный демократизм, но в то же время - и соблюдение политической этики во взаимоотношениях, которые сегодня я бы оценил как достаточно эффективные. Есть и проблемы, которые предстоит решать: некоторые наши региональные отделения не имеют устойчивых связей со своей фракцией.
Как известно, немало представителей "Отечества" работает в Законодательных собраниях субъектов Федерации. Каждый из них видит наиболее актуальные вопросы и проблемы, волнующие тот или иной регион, ту или иную отрасль. Так что поле для деятельности у нас есть, а инструменты Фонда очень удобны для того, чтобы помогать депутатам нашей фракции и депутатам от "Отечества" в представительных органах в регионах в разработке законопроектов, их экспертизе и анализе.
Сегодня моя деятельность наиболее тесно переплелась в совместной работе с депутатом Госдумы Николаем Дмитриевичем Ковалевым - это мой бывший коллега по работе в органах КГБ - ФСБ. Сейчас он возглавляет комиссию Госдумы по борьбе с коррупцией. Я вошел в Экспертный совет этой комиссии и все возможности Фонда использую для содействия работе комиссии.
- Виктор Валентинович, какой Вам видится нынешняя Дума, как можно охарактеризовать ее работу?
- Дума достаточно сложный организм, объединяющий совершенно разных людей, объективно представляющих все срезы нашего общества. Каждый из депутатов, будучи избранным в представительный орган, пришел туда со своими взглядами на то, как надо развивать общество и государство. Поэтому в Думе достаточно сложно найти консенсус. К тому же, многие депутаты выполняют лоббистские задания тех или иных корпораций и регионов. Это мешает сосредоточиться на решении стратегических задач. Из сложившейся ситуации есть один выход: настойчиво и терпеливо строить нормальное гражданское общество с эффективной структурой мощных политических организаций, определяющих стратегию государства и задающих цели обществу, отвечающих за своих представителей-депутатов. На мой взгляд, совершенствованию этих процессов послужит переход к партийной системе, которая более четко и ясно раскроет цели каждого игрока на политической арене. Оптимальное количество таких игроков - четыре. Четыре крупные партийные структуры - одна справа, одна слева и две в правом и левом центре - могут представлять и согласовывать интересы различных социальных групп, обеспечивать общественный контроль за властью. У нас, по причине того, что Администрация президента душила любые попытки создания каких-либо других партий, кроме партии власти, появилось много "мелкотравчатых" представителей во властных структурах, ни перед кем и ни за что не отвечающих. Это проблема. И, по-моему, президент Путин ее уже осознал. Он не раз говорил о необходимости создания эффективной партийной системы.
Однако реформирование структуры политической власти потребует и от нас - от "Отечества" - изменения и совершенствования своей работы. В первую очередь мы должны обратить внимание на то, что в нашей организации много коллективных членов. Хорошо, что мы объединились, но у каждой структуры, близкой "Отечеству", - свои цели и интерес, которые не всегда могут складываться в один вектор. И сегодня нам необходимо приложить немало усилий и мудрости ради того, чтобы найти оптимальные пути трансформации организации в одну из основополагающих партий российского политического Олимпа. Это серьезная задача.
- Парламентаризм в России пока что не имеет долгой истории. По Вашему мнению, в какой степени стоит опираться на опыт парламентов зарубежных стран?
- Лучше учиться на чужих ошибках. Поэтому нам надо учитывать положительный и отрицательный опыт зарубежных коллег. Естественно, автоматически переносить, например, американский опыт на нашу действительность не следует. Хоть я и не сторонник особого пути развития, но учитывать российскую специфику, - а это огромные территории, многонациональность государства, суровые климатические условия, уникальная история - все же следует. Тем не менее есть и некие общие закономерности развития обществ. Их-то и надо улавливать, привносить в нашу жизнь.
- Есть ли такие парламенты, работу которых можно назвать идеальной?
- Идеальных парламентов нигде нет, как нет идеальных обществ. Везде свои проблемы и трудности. Мне нравится работа парламента Испании. Вообще испанский опыт полезен и показателен для России. В послефранкистской Испании, в период сильнейшей разобщенности общества и экономической нестабильности между основными политическими силами, было заключено перемирие во имя сосредоточения усилий на подъеме и развитии экономики. Сегодня мы находимся в похожей ситуации, но вместо созидательных инициатив теряем время на политические распри, забывая, что экономический ресурс почти во всех отраслях исчерпан и мы стоим на грани нарастания грандиозных техногенных катастроф. Поэтому сегодня ведущие политические элиты нашего общества должны объединиться для решения наиболее насущных и актуальных проблем страны, направить все свои силы, опыт и знания на создание мощного демократического государства, название которому - Россия.
Беседу провела Мария Введенская
В начало