Требование времени
Дискуссия о развитии многопартийной системы в нашей стране с каждым днем приобретает все более яркие черты. Сегодня о работе над проектом Закона о политических партиях рассказывает депутат фракции ОВР, зам.председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член Центрального Совета "Отечества", председатель общероссийского общественно-политического Движения женщин России Екатерина Лахова.
- Екатерина Филипповна, почему именно сегодня инициировано обсуждение Закона о политических партиях?
- Закон о политических партиях нельзя рассматривать в отрыве от всего нашего законодательства, от сложившейся политической системы. За последние десять лет в нашей стране произошли серьезные изменения структуры политической власти. Мы трижды избирали президента Федерации, четыре раза - нижнюю палату парламента. Проведенный ЦИК анализ избирательных кампаний за прошедшие десять лет выявил ряд направлений, требующих реформ. Поэтому, на мой взгляд, абсолютно верна инициатива президента по совершенствованию избирательного законодательства, в котором Закон о политических партиях должен стать одним из ключевых.
Впервые вопрос о законодательном регулировании работы политических партий был поднят в 1995 году. Однако отклоненный Советом Федерации проект закона последние пять лет никем не обсуждался и не рассматривался. По-видимому, в этот период участие в выборных кампаниях большого количества общественных политических организаций было оптимальным для существующей политической системы. Но сегодня настал момент, когда нам необходимо упорядочить сферу политической жизни.
- С какими трудностями сопряжено начало работы по изменению избирательного законодательства?
- Основным тормозом совершенствования всего избирательного законодательства является вопрос о принятии закона о партиях. Очень много спорных вопросов предстоит преодолеть при обсуждении этого проекта как в Центральной избирательной комиссии, взявшей на себя инициативу создания проекта закона, так и в Госдуме. На сегодняшний день существуют три проекта такого закона: первый был представлен на рассмотрение Думы еще в 1995 году, второй подготовлен депутатом А. Чуевым от фракции "Единство" и третий - ЦИКом.
Недавно прошли первые парламентские слушания по этому закону. И основные споры сконцентрировались вокруг двух моментов: нужны ли нам партии только федерального статуса, или же партии могут иметь региональный статус. Большинство выступавших депутатов (как ученых, так и практиков) склоняется к тому, что необходимы партии федерального статуса. Я тоже поддерживаю эту идею, поскольку наличие межрегиональных и региональных партий не способствует совершенствованию избирательной системы, формированию гражданского общества.
Большой спор вызвал вопрос, по какой системе лучше проводить выборы: по действующей смешанной, когда существует соотношение 50х50 участия в избирательной кампании кандидатов по мажоритарной системе и по спискам от политических объединений, или необходим полный переход к одной из систем.
Большая часть депутатов сегодня высказывается за полный переход к системе выборов по спискам, поскольку в сложившихся политических и экономических условиях кандидатам-одномандатникам для победы на выборах необходимо привлекать существенные административные и финансовые ресурсы, что ставит депутатов в жесткие рамки зависимости.
Также парламентарии обсудили вопрос об изменении избирательной системы не только на федеральном, но и на региональном уровне, подняв проблему проведения выборов в представительные органы власти субъектов Федерации по смешанной системе. С этим предложением я тоже согласна, поскольку большинство существующих сегодня политических организаций известны только в столице, это так называемые "головастики": голова в Центре, а чем дальше от него, тем все меньше и меньше структура организации, и в итоге она полностью исчезает. Поэтому формирование представительной власти в регионах по смешанной системе будет способствовать равномерному распределению политических сил в областях, краях, республиках, содействуя, таким образом, развитию институтов гражданского общества на всей территории РФ.
Со стороны женских организаций в закон о партиях и в избирательное законодательство будет вноситься поправка о гендерном квотировании депутатских мандатов. Речь идет о том, чтобы при формировании избирательных списков преобладание того или иного пола не превышало 70%. В случае несоблюдения данного соотношения ЦИК должен отказать в регистрации данной политической партии.
- Парламенты зарубежных стран придерживаются подобных гендерных соотношений?
- Эта норма придумана не нами. Подобные рекомендации были сформулированы Организацией Объединенных Наций. По статистике ООН, если в парламенте представлено женщин менее 15%, то это общество в большей степени будет подвержено кризису и вымиранию. В нынешней российской Думе женщин только 7%. Однако отмечу, что сегодня мы выступаем не за введение квот для женщин, а за адекватное представительство полов, которые в равной степени должны присутствовать при принятии политических, экономических и других решений.
Кстати, если сравнить программные документы существующих политических объединений и движений, то окажется, что "Отечество" - единственная политическая организация, имеющая программу по реализации принципа равных прав и возможностей в отношении мужчин и женщин. Юрий Михайлович Лужков был первым, кто стал говорить о необходимости квотирования списков. К сожалению, при формировании блока ОВР, объединившего пять субъектов, соблюсти этот принцип оказалось практически невозможным.
- Принятие Закона о партиях поднимает еще один весьма существенный вопрос - политическое самоопределение российского президента. Займет ли он сторону какой-либо партии?
- В нынешней ситуации, я думаю, будет лучше, если президент останется фигурой надпартийной, потому что политическая система нашего общества еще несовершенна. Если президент все-таки выберет какую-либо партию, то он будет выражать интересы только одной части общества, а не всех граждан.
Кроме того, когда создается партия власти, в нее приходит много случайных лиц. Сформированное за две недели "Единство" в полной мере это подтвердило. По работе в Думе мы видим, что случайных людей в так называемой партии власти гораздо больше, чем грамотных и квалифицированных специалистов. В этом отношении у "Отечества" очень хороший потенциал. Потому что люди, пришедшие к нам, - это прагматики, практики, принимавшие участие в реальных созидательных процессах.
- Можно ли говорить о том, что при обсуждении проекта закона о партиях каждая фракция отстаивает какие-то определенные, приоритетные для нее позиции?
- Об этом пока трудно говорить, поскольку закон еще не выносился на всеобщее обсуждение в парламенте. Однако при том давлении, которое Кремль осуществляет в Госдуме - и это наглядно было продемонстрировано при первом голосовании за бюджет, - вполне возможно проведение необходимой ему концепции.
- Одним из самых щекотливых вопросов при обсуждении Закона о партиях можно считать определение порядка финансирования новых политических структур. Должно ли государство брать на себя какие-то обязательства?
- Должны политические партии находиться на госфинансировании или нет - это действительно сложный вопрос. Представьте, что сегодня, когда низок уровень заработной платы, когда есть множество нерешенных социальных проблем, в бюджет вдруг будет заложено финансирование партий. Народ нас не поймет. Но все же я полагаю, что финансирование уставной деятельности партий, идущих на выборы, должно осуществляться из государственного бюджета. Это позволит создать систему равных возможностей и условий. Подчеркиваю, именно тех партий, которые участвуют в выборах. Здесь, думаю, будут установлены какие-то критерии, определяющие возможность участия в избирательных кампаниях.
- Возможно ли, что с принятием подобных критериев большинство нынешних партий окажется за "бортом" политической жизни?
- Скорее всего так и произойдет. И тогда будет не 180 организаций, а 10 - 15. Вероятно, мелкие партии сольются с более весомыми. Но на сегодняшний день главное в том, что многие из существующих политических субъектов принимают активное и непосредственное участие в формировании Закона о партиях, который и будет определять их будущее, будущее всей политической системы в нашей стране.
Беседу провела Мария Введенская
В начало