Как выбраться из социального болота?..
Женщина в политике... Сегодня это мало кого удивляет. Но все же, добиться признания в этой приоритетно мужской сфере "слабому" полу тяжелее. Однако несколько иной взгляд женщин на возникающие проблемы зачастую позволяет находить более мягкие и менее болезненные решения. Уже сегодня во многих западных странах женщины занимают ведущие правительственные посты.
Для России эта современная тенденция не стала чуждой. "Вестник" предлагает вашему вниманию беседу о тревожащих российское общество проблемах и взгляде на пути их решения женщины - медика, политика и руководителя - Татьяны Борисовны Дмитриевой, члена Политсовета "Отечества", директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, доктора медицинских наук.
Наша беседа с Татьяной Борисовной была не случайной. Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья, которому был приурочен состоявшийся в Москве XIII съезд психиатров России.
- Татьяна Борисовна, около двух лет, с 1996-го по 1998 год, Вы занимали пост министра здравоохранения РФ. Медицина - одно из самых значимых и определяющих направлений в социальной политике государства. Пост вице-премьера по социальным вопросам в нынешнем правительстве также занимает женщина. Может быть, решение социальных проблем - удел женщин?
- Недавно я обратила внимание на то, что в регионах заместителями губернаторов по социальным вопросам чаще всего становятся женщины. Социальная сфера - самая неблагодарная, и мужчины не очень охотно включаются в эту работу, рассматривая ее как болото, где политический капитал заработать практически невозможно. Однако опыт Валентины Матвиенко и многих региональных руководителей в социальной сфере показывает, что женщины даже на этой неблагодатной ниве получают успешные результаты.
Но несмотря на это, о больших успехах нынешней государственной социальной политики говорить не приходится.
- Наверное, одной из самых остро стоящих сегодня социальных проблем можно считать резко обострившуюся депопуляцию населения. В каком направлении нужно скорректировать вектор социальной политики государства, какие шаги предпринять, чтобы разрешить эту проблему?
- В 1998 году, перед уходом из правительства, я выступала с докладом, где впервые констатировала новый для России факт оживления рождаемости в отдельных субъектах Федерации. Это произошло в результате политической стабилизации в стране. Люди более спокойно стали относиться к своему будущему, будущему своих детей. Но сегодня демографическая ситуация вновь значительно ухудшилась. Преобладание смертности над рождаемостью составило более 60%. Причем на будущее прогноз еще более пессимистичный. В ближайшие пять лет количество населения в России только уменьшится, даже если государство вмешается в этот процесс.
Но что может и обязано сделать государство, если не хочет попасть в безвыходное положение? На мой взгляд, в первую очередь надо обратить внимание на опыт тех стран, которые уже переживали в своей истории тяжелую демографическую ситуацию. Например, в Германии после войны значительная часть бюджетных средств была направлена на строительство жилья. Жилищная политика, предполагающая строительство и доступность жилья, возможность получения кредита, - одна из важных составляющих решения демографической проблемы. Этой политики придерживаются правительства большинства западных стран.
Немаловажную роль в решении демографического кризиса играет уровень жизни населения. Поэтому, пока уровень заработной платы не будет соответствовать прожиточному минимуму, разговор о демографической проблеме останется лишь разговором.
Столь же существенным фактором является здоровье нации. В России эта проблема в последние годы приобрела катастрофический характер.
- В то время, когда Вы возглавляли Министерство здравоохранения, разрабатывалась федеральная целевая программа по демографической ситуации в стране. Какова ее судьба?
- Программа, о которой идет речь, носила межведомственный характер. И возглавляло работу над ней Министерство труда во главе с Олегом Сысуевым, бывшим вице-премьером. К сожалению, тогда были заложены лишь основы программы, и завершить ее мы не успели.
- А нынешнее правительство, принимает ли оно какие-либо меры для улучшения социальной ситуации в стране?
- Во время предвыборной кампании разговор по этой теме шел. Но конкретных шагов в данном направлении в политике государства я пока что не вижу.
Сегодня много споров и обсуждений сосредоточено вокруг бюджета на следующий год. В свое время правительство заявляло, что бюджет будет социально ориентированным, а это значит, что должны быть приняты все меры, необходимые для улучшения жизни каждого члена нашего общества. Однако от этой провозглашенной идеи ничего не осталось. В бюджете рассматривают все что угодно, но только не решение социальных проблем: жилищных, повышения зарплаты, здравоохранения. На социальные нужды выделяют крохи. Поэтому и демографические проблемы, и вопросы социальной политики будут опять-таки забыты.
- Татьяна Борисовна, сегодня Вы возглавляете ведущий Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Как бы Вы охарактеризовали влияние политико-экономических событий последнего десятилетия на психическое состояние общества?
- Сегодня можно констатировать значительный рост числа психических расстройств по стране. Причем эта тенденция не только сохраняется на протяжении последних 10 лет, но и продолжает нарастать. Причина довольно простая - многоуровневый кризис общества: экономический, политический и нравственный. Естественно, кто-то приспосабливается к новой жизни, адаптируется, но среднее и старшее поколения этот кризис преодолевают с большими потерями для своего здоровья.
Количество пациентов у психиатров сегодня увеличивается. С дополнительной остротой встала проблема и лекарственного обеспечения этих больных, поскольку традиционно в нашей стране психотропные средства практически не выпускались. СССР вел политику строительства фармацевтических заводов в странах СЭВ, которые и производили антидепресанты. Сейчас эти заводы перекупаются западными фирмами, дешевые препараты исчезают. При этом нынешний бюджет вообще не предоставляет средства на бесплатное получение противотуберкулезных, диабетических, психотропных и онкологических препаратов, ранее всегда гарантированных государством.
Однако еще есть шанс кое-что исправить, иначе наше население окажется совершенно беззащитным. А проведение запланированной в бюджете социальной политики приведет к тому, что государство приобретет армию нетрудоспособных и социально опасных граждан.
- Татьяна Борисовна, сегодня вновь актуализировалась тема пенсионной реформы в нашей стране. На Ваш взгляд, увеличение пенсионного возраста и введение накопительной пенсионной системы - это необходимые меры, способные обеспечить достойную старость?
- Для того чтобы создать накопительную пенсионную систему, потребуются многие годы. Более того, эта система может работать только в экономически стабильном государстве, не создающем угрозы любым финансовым вкладам. Поэтому сегодня накопительная пенсионная система для России - это утопия. Но в то же время, это и отдаленная перспектива, которую необходимо приближать.
Что касается изменения пенсионного возраста, то ни в одной стране мира так рано, как у нас (женщины в 55 лет, а при некоторых специальностях даже в 50 лет), на пенсию не выходят. Но с другой стороны, если посмотреть на качество и продолжительность жизни российского населения, условия работы, то понимаешь, что для увеличения пенсионного возраста в первую очередь должны быть решены эти проблемы. Однако вполне вероятно, что после их решения выход на пенсию в 60 лет будет утвержден и у нас, причем для мужчин и женщин с одного возрастного рубежа. Но пока даже постановка этого вопроса, на мой взгляд, безнравственна.
- Татьяна Борисовна, Вы являетесь экспертом Комиссии по правам человека в Европарламенте. Почему, на Ваш взгляд, ПАСЕ в большей степени акцентирует внимание на социальных проблемах Чечни и вовсе не принимает во внимание сложную социальную ситуацию в других российских регионах?
- Как любая достаточно политизированная организация, ПАСЕ в своей работе прежде всего выбирает те направления, на которых можно заработать политические дивиденды. Поэтому с чисто политических позиций им в большей степени интересны события, происходящие в "горячих" точках России.
К сожалению, я вынуждена констатировать, что голос российских специальных представителей, участвующих в заседаниях Европарламента, не всегда бывает услышан. Поэтому, если говорить откровенно, истинные права человека некоторых европейских парламентариев заботят меньше всего. С большим удовольствием они занимаются защитой прав сексуальных меньшинств. Действительно, это проблема многих стран, но не столь острая, как проблема уровня и условий жизни населения. Сегодня в ПАСЕ наиболее популярны проблемы жизни заключенных. Европарламент настаивает на том, чтобы заключенных в тюрьмах кормили на $10 в день. Как понимаете, в нашей стране это в принципе невозможно.
- Сегодня Россию часто обвиняют в нарушении демократических свобод. А возможно ли вообще построение истинно правового государства?
- Истинно демократическое государство то, которое живет по закону. И когда говорят, что демократическое общество - это общество свободных людей, то надо понимать, что свобода и анархия - это абсолютно разные вещи. К сожалению, России до создания правового общества пока далеко. Поэтому мы должны прилагать все усилия для создания необходимых условий становления полноценной жизни в нашей стране и формирования истинно демократического общества.
Беседу вела Мария Введенская
В начало