Как далеки они от народа…

Политические события прошлой недели, кульминацией которых объективно стали, к сожалению, не парламентские слушания по Чечне и не продолжение бюджетных баталий, а страсти вокруг НТВ, продемонстрировали нечто весьма характерное для нынешнего этапа "антиолигархической" кампании, проводимой государством.

Чем дальше, тем более прозрачными становятся схемы дележа денег между враждующими структурами российского "большого бизнеса". Точнее, схемы отмывания денег посредством перебрасывания немалых сумм через паутину солидных европейских банков и легкомысленных оффшоров.

Чем дальше, тем понятнее становится, что все участники скандала - и должники, и кредиторы, и, к огромному сожалению, гаранты сделки со стороны государства - действовали методами запугивания друг друга ссылками типа: "у кого "крыша" сильнее". Причем под "крышей" могло пониматься что угодно: от государева благословения до гарантий заокеанских адвокатов.

Честно говоря, впечатление от истории с "приложением номер 6" к приснопамятному договору "Медиа-Моста" с "Газпромом" оставляет ощущение не то что бы гадливости (к этому мы уже привыкли), а какой-то тягостной безнадеги.

Поясню, почему это так.

И патетически-пафосный Евгений Киселев, и приблатненный Альфред Кох одинаково убедительны в своей глубинной неправде. Оба участника перепалки, свидетелями которой были миллионы зрителей передачи НТВ "Глас народа", на самом деле по-телевизионному ярко продемонстрировали, как "далеки они от народа".

Того народа, от которого год назад цинично отрекся Кох в известном интервью американскому радио, заявив, что ничего хорошего от русских ждать не приходится, что Россия, по сути дела, обречена на подчинение.

Того народа, который с удовольствием смотрит талантливые передачи НТВ, но не видит в изрядно поредевшем "экспертном сообществе" четвертого канала "свет в окошке".

Да и Господь бы с ними, с корпорациями, схватившимися в споре за владение "кнопкой". Однако здесь вступает в игру еще одна сторона - государство в лице его вполне официальных представителей.

Возникшее на прошлой неделе пресловутое "дело Лесина" трактуется сегодня разными СМИ и аналитиками по-разному. Мол, министру захотелось нажить барыши, "порулить" на канале. Или же, напротив, государство в лице Минпечати подбирает под себя остатки "свободы слова"…

Возможно, и тот и другой грех тут присутствуют. Не без этого. Но главное - это грех вседозволенности, то есть ощущение безнаказанности, уверенности, что все сойдет с рук. Уверенности, которая первой сгубила Березовского и вышибла его из властной тележки на одном из крутых поворотов.

Теперь очередь, кажется, дошла и до более глубоко укорененного в бывшую кремлевскую "семью" персонажа. И это только первый признак очередного "отслаивания" налипших на днище государственного корабля всяческих ракообразных.

Не секрет (и это хорошо прочитывалось по выражению лица премьера Михаила Касьянова во время его субботней встречи с министром печати), что соперничающая группировка весьма рада этому "проколу". Тем более что часть лесинского официоза слишком уж усердно развивала тему скорой отставки действующего председателя правительства.

На этом фоне обращают на себя внимание попытки реанимации развалившегося НПСР, который ранее покинули известные политики - Лапшин, Тулеев, Подберезкин. Левый фланг уже давно окучивает юный гений администрации Владислав Сурков, и в ранее непоколебимые твердыни оппозиции удалось внедрить новообразованную селезневскую "Россию", которая, в отличие от прежних наметок, ныне вовсе не собирается раскалывать КПРФ. Очевидно, "левых" эта ситуация вполне устраивает. Что и говорить, приятно быть "боевым резервом партии". Правда, не позавидуешь переписавшему в "проблему 2003 года" стратегические тезисы КПРФ "Единству", ситуация в котором от единства весьма далека.
Владимир Сергеев
В начало
