Бюджет: проблемы и альтернативы
В ближайшие дни начинается обсуждение Государственного бюджета в Федеральном собрании. Для выработки позиции "Отечества" в отношении этого ключевого финансового документа страны важно сопоставить его положения с принцип иальными позициями нашей организации. В целом бюджет на 2001 год является логическим продолжением политики финансовой стабилизации, последовательного снижения бюджетного дефицита. Впервые за последнее десятилетие предлагается принять бездефицитный бюджет. Правительство предусматривает не только его первичный профицит (превышение доходов над расходами), но и сбалансированность всех доходов и расходов, включая выплаты по внешнему долгу страны.
Бюджетная политика правительства опирается на рост бюджетных доходов в текущем году. В его основе - крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для продуктов российского экспорта, прежде всего высокие цены на нефть и газ, на цветные и черные металлы. Также сказывается продолжающийся экономический рост, который, как ожидается, по итогам года составит 7 процентов ВВП.
Внесенный в парламент бюджет исходит из крайне консервативных макроэкономических оценок. В него заложена средняя за последние десять лет цена на нефть, что существенно ниже сегодняшней. Также намечается некоторое снижение уровня инфляции и темпов экономического роста. Оценки многих экспертов говорят, что доходы бюджета занижены примерно на 200 - 350 млрд. рублей. При этом правительство заявляет, что лучше заложить консервативные оценки, гарантирующие исполнение бюджета, чем ставить под угрозу его исполнение.
Бюджетные параметры опираются на положения недавно принятой второй части Налогового кодекса. Прежде всего это связано с радикальным перераспределением доходов между федеральным и региональными бюджетами в пользу первого. При этом правительство заверяет, что централизация расходов связана с необходимостью обслуживания внешнего долга страны, а также с поддержкой дотационных субъектов Российской Федерации.
Построение бюджета непосредственно связано с реализаций правительственной экономической программы, с развитием рыночных отношений. Так, например, предусматривается переход от дотаций сельскому хозяйству к его кредитованию по сниженным ставкам, что обеспечивается за счет государственной поддержки уполномоченных банков.
Структура бюджета в представленном виде довольно проста: 30% - обслуживание внешнего долга, еще 30 - расходы на оборону и безопасность, на все остальное, включая социальные расходы и развитие экономики, - примерно 40%.
Концепция, заложенная в бюджет, предполагает, что финансовая стабилизация, снижение инфляции и улучшение финансового положения предприятий, успешно адаптировавшихся к рыночным условиям, приведут к существенному росту внутренних и внешних частных инвестиций. Это должно повысить внутренний платежеспособный спрос и частично поддержать темп экономического роста. Также предполагаемый рост инвестиций создаст предпосылки для повышения темпа роста в будущем и дальнейшего наращивания бюджетных доходов, роста благосостояния населения.
Серьезным недостатком бюджета является то, что в нем заложен относительно низкий уровень налогов от добычи нефти. Исследования показали, что рост мировых цен на нефть, рост доходов нефтяных корпораций не сопровождался соразмерным ростом соответствующих налоговых поступлений. При этом нефтедобытчики не очень стремятся вкладывать свои сверхприбыли в развитие отечественного производства необходимого им оборудования. Доля импортируемого оборудования еще достаточно велика в себестоимости отечественной нефти.
Предложенный бюджет можно также критиковать за недостаточное внимание к повышению эффективности использования бюджетных средств. Практически сохраняется прежний подход: продолжение финансирования сложившихся расходов без серьезного анализа их целесообразности и эффективности.
Серьезная неопределенность в отношении бюджета в большой мере связана с валютно-финансовой политикой страны. Сегодня такая политика носит пассивный характер. Приток валюты в страну приводит к небольшой ревальвации рубля и быстрому наращиванию валютных резервов, которые уже превысили 23 млрд. долларов. Покупка валюты ЦБ связана с "вбросом" денег в экономику, с ростом инфляционного навеса за счет накопления в коммерческих банках свободных денег. Такое положение создает существенные риски для экономики страны. Нужно определиться. Можно повышать курс рубля, снижая стоимость импортируемого оборудования, повышая тем самым техновооруженность производства, но снижая при этом эффективность экспорта и импортозамещения. Можно, напротив, поддерживать низкий курс рубля, наращивать валютные резервы, ограничивать импорт, стимулировать импортозамещение и инфляцию. Но нельзя "плыть по течению", предоставлять экономику самой себе, живущей вне осмысленной экономической и валютно-финансовой политики.
В целом легко предвидеть, что в результате традиционного торга между правительством и парламентом параметры бюджета будут скорректированы прежде всего в сторону некоторого увеличения его доходов.
Однако с точки зрения приоритетов, заявленных в программных документах "Отечества", ситуация не так благостна. Прежде всего вызывает определенные сомнения концепция бюджета. Бюджет - финансовое отражение экономических приоритетов. На деле же чисто финансовые приоритеты оказываются доминирующими, а финансовая стабилизация - важнее поддержания темпов экономического роста.
Казалось бы, целая серия потрясших страну техногенных катастроф должна была показать в полном смысле жизненную необходимость энергичного обновления просто рушащихся на глазах промышленной и коммунальной инфраструктур, вызвать пересмотр национальных приоритетов. "Проедание" советского наследства зашло слишком далеко. Без высоких темпов экономического роста, без кардинального наращивания инвестиций невозможно обеспечить замещение естественного выбытия производственной и коммунальной инфраструктур, предотвратить разрастание техногенных угроз, неуправляемого разрушения промышленного потенциала.
Становится все более очевидным, что императивом является поддержание высоких темпов экономики, ее структурная перестройка, ориентированная на снижение зависимости страны от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Нужно поддержать подъем секторов экономики, ориентированных на внутренний рынок. Необходимо энергично восстанавливать на новой рыночной основе отечественные высокие технологии, обеспечить их выход на мировой рынок. Речь, естественно, не идет о том, чтобы ради решения этих задач безоглядно бросаться в инфляционный омут.
Совершенно нет уверенности в том, что предложенные в бюджете меры дадут должный инвестиционный эффект. В концепции бюджета предполагается, что снижение инфляции и некоторое уменьшение экономических рисков приведут к росту частных инвестиций в реальный сектор. Однако уже сегодня коммерческие банки страны располагают более чем 300 млрд. рублей свободных средств, а исследования сбережений населения показывают, что высокодоходные группы населения располагают более чем 20 млрд. долларов, которые при определенных условиях могли бы быть инвестированы. Таким образом, внутренние ресурсы инвестирования превышают 30 млрд. долларов, т. е. они во много раз больше, чем все планируемые объемы привлечения иностранных инвестиций.
Низкий уровень инвестиционного использования этих ресурсов уже не может быть объяснен только уровнем инфляции. Мировая экономика знает много примеров инвестиционного бума в рыночных экономиках с таким же или несколько большим ее уровнем. Дело скорее в недоверии субъектов экономики к надежности государственных установлений. Нужны специальные государственные меры для того, чтобы вовлечь огромные имеющиеся ресурсы в легальный инвестиционный оборот. Прежде всего речь должна идти о разработке комплексного механизма снижения политических и коммерческих рисков для экономических программ, получивших государственную поддержку. Например, мощный импульс экономическому росту Дальнего Востока могла бы дать ускоренная реализация строительства экспортного газопровода в Китай. Такой проект - это не только экспорт газа, но и рост производства металла для труб, мощных тракторов и трубоукладчиков, турбин для газоперекачивающих станций и т. д.
Также, безусловно негативный эффект будет иметь рост иждивенческих настроений, связанных со снижением доли налогов, оставляемых в распоряжении регионов. В новых условиях снижаются стимулы и возможности для мобилизации экономического потенциала регионов. Уровень жизни людей и поддержка бизнеса в регионах будут зависеть не столько от инициативы и предприимчивости руководителей, от собственных усилий всего населения, сколько от связей в Центре.
В целом перед "Отечеством" стоит серьезный политический выбор: удовлетвориться частным улучшением бюджета в рамках концепции, предложенной правительством, или же продолжить борьбу за существенный пересмотр экономических приоритетов, за изменение бюджетной политики.
Иосиф Дискин,
доктор экономических наук,
член Центрального совета "Отечества"
В начало