Вестник Отечества официальный сайт "Отечества"
Официальный сайт "Отечества"

Печатный орган Политсовета Отечества
N 78

На главную страницу


ТЕМА НОМЕРА
ДОКУМЕНТ
КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Редакция газеты
Учредитель - Политсовет "Отечества"
Газета зарегистрирована Министерством РФ по делам печати
Регистрационное свидетельство № 77-1252 от 16 декабря 1999 г.
Шеф-редактор А.К.Исаев
Редактор Б.С.Романов
Отв.секретарь М.В. Введенская
Обозреватель Н.И.Дедков
Верстка Д.Б.Баталенко

Адрес редакции:
Москва, ул.Мосфильмовская, д.40
Тел. 788-6508
E-mail: press@otechestvo-hq.ru
При воспроизведении материалов ссылка на "Вестник Отечества" обязательна

Дизайн сетевой версии: В.Б.Летаев vol@otechestvo-hq.ru


Свои отзывы, замечания и пожелания вы можете оставить в гостевой книге нашего сайта
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
ТЕМА НОМЕРА


"Отечество" - партия народного большинства

Исаев А. 26 июля в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике, секретаря Политсовета Андрея ИСАЕВА. Депутат рассказал о планах и перспективах "Отечества", ответил на вопросы журналистов.
В июле этого года Центральный Совет "Отечества" принял два очень важных и серьезных решения. Во-первых, мы решили вступить в стратегический союз с политической партией "Единство". Он уже оформлен как союз двух равноправных общественных организаций. Во-вторых, назначена дата проведения съезда "Отечества" - 13 октября, на котором наша организация будет преобразована в политическую партию. Некоторые в этих шагах увидели противоречие: с одной стороны, мы формируем союз с "Единством", а с другой - продолжаем укреплять себя в качестве независимой политической структуры, преобразуясь в партию. Но мы в этом противоречий не видим.
Формирующаяся коалиция "Единства" и "Отечества" отражает то центристское большинство, которое сложилось в обществе. Это большинство, безусловно, неоднородно. Когда мы говорим о центризме, то понимаем, что речь идет не об идеологии - такой идеологии нет, мы говорим о политической позиции. Эта позиция может быть и умеренно-правой, и умеренно-левой, и умеренно-либеральной, и консервативной, и умеренно-социалистической. "Единство" неоднократно заявляло о себе как о партии, придерживающейся консервативных позиций, консервативных в западном понимании этого слова, ориентированных на строительство рыночной, эффективно работающей экономики. "Отечество" занимает левоцентристскую нишу. А Союз правоцентристского "Единства" и левоцентристского "Отечества" является отражением мнения большинства, поддерживающего курс президента.
В соответствии с решением Центрального Совета мы, несмотря на летний сезон, начинаем активную подготовку к проведению нашего съезда. В региональные отделения "Отечества" направлены два важнейших документа, которые мы рассчитываем обсудить до предстоящего съезда, - это Программа партии "Отечество" и Манифест.
У "Отечества" как у серьезной политической организации, конечно же, есть и программа, и манифест. Они выдержали проверку временем, прошли испытание во время избирательной кампании 1999 г. И, безусловно, положения новой Программы и Манифеста основываются на той базе, которую дали соответствующие документы "Отечества". Но тем не менее партийное строительство, четкое занятие своей ниши в политическом спектре потребовали уточнения целого ряда вопросов. Новая Программа отвечает на эти вопросы. Если говорить о базовых ценностях "Отечества" - патриотизме, свободе, законе, согласии и справедливости, то они не меняются. Нам часто задают вопрос: не стремимся ли мы занять нишу социал-демократии? Безусловно, для "Отечества" чрезвычайно важен и привлекателен опыт западной социал-демократии, но тем не менее мы не можем назвать себя в чистом виде социал-демократической организацией просто потому, что задачи, которые стоят перед западной социал-демократией, и задачи, стоящие перед левоцентристской организацией в нашей стране, существенно различаются.
Западная социал-демократия, по существу, в течение последнего столетия занималась социализацией нормальной капиталистической рыночной экономики. Задачи, которые стоят перед Россией, другие: нам надо строить эту нормальную рыночную экономику. Поэтому "Отечество", решая социальные задачи, считает необходимым решение и задач либеральных, связанных со строительством рыночной экономики, дебюрократизацией экономики, развитием производственных отношений. Второе, на мой взгляд, существенное отличие, которое наблюдается между нашими подходами и подходами классической социал-демократии, состоит в том, что сегодня партии Социалистического Интернационала - это наднациональные партии, ориентированные на создание Соединенных Штатов Европы, на углубление глобального международного сотрудничества, - с чем можно согласиться. Но перед Россией стоит еще одна важная задача - это отстаивание наших национальных и государственных интересов. Выдвижение этих идей на передний план, форпост нашей идеологии, также получило отражение и в Программе, и в Манифесте "Отечества".
Направленные нами в регионы документы кратки, поскольку опыт убедил нас в том, что написание огромных программных фолиантов никогда не приносит результата. Эти многотомные издания забываются всеми, кроме их творцов, сразу после принятия. Поэтому в наших документах зафиксированы только общие принципы и основные задачи партии по ключевым направлениям: защита свободы человека, обеспечение политических свобод в обществе, в том числе свободы СМИ; проведение политики, направленной на рост благосостояния и социальную поддержку нуждающихся, поощрение социального партнерства работников и работодателей; проведение реформ систем образования и здравоохранения; построение сильного государства, процветающей страны - здесь мы говорим о наших основных экономических подходах, о том, как мы намерены содействовать росту экономики, построению крепкого федеративного государства. Целый раздел Программы называется "Народная партия". В нем определена роль партии "Отечество" как народной партии, способной выразить интересы большинства: наемных работников, лиц, занятых малым и средним бизнесом, пенсионеров, студентов, учащихся. На решение задач этого большинства, народа в широком смысле этого слова, и нацелена наша Программа.
"Независимая газета": Есть ли что-то принципиально новое в Программе, по сравнению с ее предыдущей версией?
- Программа несколько осовременена по сравнению с вариантом 1999 г., потому что многие задачи, которые мы ставили тогда, уже решаются через принятие Земельного кодекса и Трудового кодекса. Эти темы не потеряли свою актуальность, но включать их в качестве официальных программных требований уже поздно. Поэтому мы говорим о перспективах нашей работы, достаточно позитивно оцениваем новую общественно-политическую ситуацию и курс президента. Такая оценка, безусловно, является новацией по отношению к тексту 1999 г. Что касается нашей борьбы за власть, то для нас, для демократической партии, есть только один путь - завоевание большинства на парламентских и президентских выборах, а также на выборах в субъектах Федерации и выборах в местное самоуправление.
РИА "Новости": Как проходит подготовка совместных программных документов "Отечества" и "Единства"? Ведь были и разногласия?
- Мы действительно имели дискуссию с В.Резником. На мой взгляд, она оказалась полезной и творческой. Долгое время многие СМИ говорили о безыдейности двух "партий власти", расколовшихся по чисто личностному принципу. Позже эти же средства массовой информации стали активно муссировать вопрос о наших идейных разногласиях. Значит, наша дискуссия показала, что мы небезыдейные организации, что у нас есть некоторые различия.
Сегодня у Союза есть Устав, в котором определены основные общие задачи. Я думаю, что если мы выступим единым блоком на предстоящих парламентских выборах, то у нас, безусловно, будет единая платформа.
"Страна. Ru": Какие задачи стоят перед вашими региональными отделениями после получения Программы и Манифеста?
- Мы рассчитываем, что эти документы будут обсуждены на региональных конференциях. В сентябре - октябре мы предполагаем провести ряд научно-практических конференций, посвященных проблемам построения социального государства, проблемам защиты национальных интересов России, вопросам образования. Эти мероприятия пройдут с участием известных ученых, специалистов, представителей законодательной власти федерального и регионального уровней.
РИА "Новости": Вносятся ли изменения в Устав "Отечества"?
- Проект Устава партии "Отечество" будет подготовлен в ближайшее время. Сейчас вносятся последние изменения в связи с принятым законом "О политических партиях". Он также будет направлен в регионы для обсуждения.
Газета "Солидарность": Большую роль в работе любой партии играют активисты-общественники. Как вы думаете, будет ли партия "Отечество" опираться только на нынешних союзников или их круг расширится?
- "Отечество" с самого начала пыталось строить свою деятельность как партия, представляющая интересы гражданского общества. Мы являемся структурой, которая из всех ныне существующих общественных партий и движений включает наибольшее количество коллективных членов, причем представляющих весомые общественные силы. Например, "Союз Труда", "Движение женщин России", ряд организаций, защищающих права инвалидов, определенных социальных групп и т.д. Для нас крайне важно сотрудничество с ними. В свое время мы с Георгием Боосом подавали поправку к закону "О политических партиях" с целью разрешить коллективное членство в политических партиях. Наша поправка не прошла. Но это не значит, что, потеряв формально коллективных членов, мы потеряем их по сути. Мы хотим создать на базе Консультативного совета наших коллективных членов Союз общественных организаций в поддержку "Отечества". На активистов этих общественных объединений и организаций мы рассчитываем опираться так же, как опирались на их поддержку и помощь в самые тяжелые для "Отечества" периоды.
РИА "Новости": Недавно А.Зюганов заявил о том, что Кремль в спешном порядке готовит досрочный роспуск Госдумы, с этим же он связал создание Союза "Единства" и "Отечества". Ваш комментарий?
- Если бы Геннадий Андреевич внимательно прочел закон "О политических партиях", он бы понял, что закон становится бессмысленным в случае досрочного роспуска Думы. Дело в том, что законом "О политических партиях" предусмотрен для формирования политических партий переходный двухлетний период, который заканчивается как раз к лету 2003 г. В случае досрочного роспуска Думы и проведения досрочных выборов мы возвращаемся к нынешней политической системе, когда все движения, организации, имеющие статус политических, а таковых на сегодняшний день насчитывается 127 или 129, сохранят за собой право участия в выборах и т.д.
Что касается объединения "Единства" и "Отечества", то, уверяю вас, эти действия были продиктованы совершенно другими обстоятельствами. В целом ряде регионов наши отделения высказались за такой союз, потому что мы поддерживали одних и тех же кандидатов на посты губернаторов, мы часто выдвигали единые списки на выборах депутатов законодательных собраний субъектов Федерации. Поэтому, идя навстречу инициативе с мест, было принято решение о создании стратегического политического союза.
Газета "Солидарность": Предполагается ли изменение символики "Отечества"?
- Никакие решения пока не принимались. Я лично являюсь сторонником сохранения той символики, которую "Отечество" имеет сегодня. Это, можно сказать, наше боевое знамя, потому что под этим знаменем мы выдержали одну из тяжелейших избирательных кампаний 1999 г. Многие партии, которые переживали что-то подобное, впоследствии разваливались. Мы, несмотря на раздававшиеся уже в январе 2000 г. голоса о том, что "Отечество" доживает последние дни, живы до сих пор и в октябре преобразуемся в политическую партию. Мне кажется, что наши символы вполне соответствуют духу нашей организации. Они хорошо известны, мы будем их сохранять.
В начало

ДОКУМЕНТ


Манифест Народной Партии "Отечество"


В соответствии с решением Центрального Совета "Вестник "Отечества" публикует проект "Манифеста Народной Партии "Отечество", который с учетом замечаний и предложений активистов будет рассмотрен на III съезде организации 13 октября 2001 г.
Нас собрала вместе общая ответственность за судьбу России. Мы объединились, чтобы сделать соотечественников свободными и обеспеченными; утвердить гражданское общество, где свободные люди сами обустраивают свою жизнь; укрепить государство, хранящее правопорядок и мир, гарантирующее социальную справедливость.
Сильное государство, державное величие России и демократия, гражданские свободы, благосостояние народа должны крепнуть, оберегая и поддерживая друг друга. Вместо классового подхода коммунистов и индивидуализма либералов мы отстаиваем принцип народной солидарности. При всем различии и многообразии интересов мы прежде всего - россияне. Мы - один народ!
Новая Россия, за которую мы выступаем, - это сплав хозяйственной рациональности и социальной ответственности, эффективности власти и политических свобод, духовности и государственного могущества. Это свободная страна свободных людей и равных возможностей.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, мы хотим открыть новую эру - эру созидания, мирного творческого преображения России.
Свобода, Закон, Согласие - наши главные ценности

Свобода - это самостоятельность и независимость человека, возможность выбирать свой путь в жизни и следовать ему, принимать решения и отвечать за них.
Мы ценим и личную Свободу - право и возможность каждого человека располагать собой; и Свободу политическую - право и возможность влиять на власть, участвовать в ней, выражать и отстаивать свои взгляды на устройство общества и государства; и Свободу экономическую - право и возможность быть наемным работником, собственником, предпринимателем, художником или ученым - словом, выбирать для себя любую сферу деятельности в соответствии с призванием и способностями, отстаивать и защищать свои экономические и трудовые права.
Сегодня не все могут сполна пользоваться Свободой и даже ценить ее. Мы будем неустанно бороться за расширение реального пространства Свободы, за то, чтобы все наши сограждане могли пользоваться ее плодами.
Свобода далека от вседозволенности. Напротив, это глубоко осознанная личная ответственность за себя, свою семью, свою малую и большую Родину. Нельзя быть свободным от единых для всех норм общежития - Закона и Морали.
Закон - это норма общежития, закрепленная в праве. Без верховенства Закона, без привычки к его добровольному и неукоснительному соблюдению Свобода обращается в произвол и хаос.
Извечное требование равенства всех людей мы понимаем как равенство исходных возможностей, равенство перед Законом в сочетании с общественной помощью слабым.
Закон следует рука об руку с Моралью, побуждающей к улучшению Закона, к его сближению с человеческими нуждами и чаяниями.
Сегодня у нас есть шанс создать гражданское общество, где свободные люди построят для себя сильное государство, обеспечивающее неукоснительный правопорядок, разовьют систему самоуправления, в которой ни один затрагивающий интересы человека вопрос не будет решаться без участия его самого или избранных им представителей.
Согласие - это готовность и способность граждан, социальных групп, политических сил сообща искать решения возникающих проблем, согласовывать интересы, понимать и принимать многоразличные позиции, неустанно искать приемлемые пути справедливого разрешения самых острых противоречий. Так мы понимаем народную солидарность.
Без взаимопонимания, без согласия личности и власти, власти и общества не может быть речи о действительной свободе, о гражданском обществе, о справедливом социальном устройстве.
Согласие невозможно без изменения смысла и самой сути российской политики. Политика должна стать нравственной, повернуться лицом к человеку, исходить из интересов большинства граждан. Мы этого хотим и мы этого добьемся.
Свобода, Закон, Согласие - "три кита", на которых стоит наша идеология.
Свободе, Закону и Согласию нам всем нужно учиться - так же, как учатся счету и грамоте. Никогда прежде люди в России не были подлинно свободными, не жили строго по Закону, а вместо Согласия часто ходили "стенка на стенку", иногда до взаимоистребления.
Нам всем нужно учиться Свободе, - осознавая, что это не безграничная вольница, а большая ответственность, настоящая диктатура над своими страстями. Нам всем нужно учиться Закону, - не только изучая конституционные требования, правовые нормы, но и понимая, что по Закону должна строиться вся жизнь, что в Законе и сообразно с ним нужно искать решение всех практических проблем. Нам всем нужно учиться Согласию - умению договариваться, принимать коллективные решения, избегать конфликтов, тем более социальных взрывов.
Только так можно решить невероятно масштабную и крайне важную, действительно историческую задачу - формирование новой российской цивилизации, возвращение нашей стране статуса Великой державы, опоры международного порядка и стабильности.
Наши корни

Выступая за перемены во многих областях жизни, мы считаем: без обращения к нашим корням, без возрождения национальных традиций Россия не встанет с колен. Неиссякаемые источники ее силы в нашей Истории, в глубоком Патриотизме народа, в святой и искренней Вере.
Мы не отказываемся ни от одной из страниц нашей Истории. Все они - и светлые, и самые трагические - часть нашего общего прошлого, часть нас самих. Мы хотим, чтобы это общее прошлое объединяло соотечественников.
Патриотизм - любовь к Отечеству - вдохновляет нас на все наши дела. Только прочно стоя ногами на родной земле, можно построить дом, вырастить сад, найти свое место в жизни, обрести уверенность, обеспечить будущее детей. Мы стремимся вернуть соотечественникам чувство гордости за свою страну. Дать им, независимо от их национальности, вероисповедания, языка, самоощущение единого в мировом масштабе народа.
Именно Вера составляет основу духовности, всегда отличавшей Россию. Мы стремимся сберечь наше духовное наследие и пополнить его новыми богатствами, рожденными свободным творчеством соотечественников.
Наши цели: свободный человек, сильное государство, справедливое общество
Свобода и достаток - человеку!

В гражданском обществе людьми не командуют извне - они сами следуют сообща установленным и единым для всех правилам. Они свободны - а значит, сами отвечают за себя.
Мы считаем первейшим долгом создание условий, при которых каждый соотечественник сможет быть свободным: самостоятельно решать свои жизненные проблемы, то есть каждый, кто на это способен по возрасту и состоянию здоровья, сможет и должен достойно зарабатывать, содержать свою семью, владеть собственностью, проявлять экономическую и политическую инициативу, участвовать в самоуправлении.
Обязанность государства - защитить тех, кто не может обойтись без его помощи: обеспечить молодым равенство стартовых условий и общественной востребованности, пожилым - достойную старость, поддерживать качество жизни соотечественников не ниже установленных Законом социальных стандартов.
Закон и могущество - государству!

Гражданское общество обслуживается социальным, гуманным, правовым государством, исполняющим правовые акты - законы. Граждане такого государства правопослушны, а государство - правоответственно перед ними.
Государство - это инструмент общества, а его чиновники - не "начальство", а профессионалы и специалисты, призванные и нанятые для исполнения общественно необходимого труда. Государство и его органы не должны возвышаться над обществом. Нет и не может быть интересов государства, отличных от интересов его граждан. Не гражданин для государства, а государство для гражданина!
Государственное управление нужно органично сочетать с местным и общественным самоуправлением. Пусть государства будет столько, сколько необходимо, а самоуправления - столько, сколько возможно!
Нетерпима для страны и народа слабость Закона и тех, кто следит за его исполнением. Вот почему мы за сильную власть! В огромной стране слабость власти оборачивается смутой и людскими страданиями. Мы добьемся, чтобы государство было в состоянии обеспечить правопорядок и безопасность.
Государство представляет интересы соотечественников на международной арене. В современном мире возможности и перспективы страны немало зависят от ее экономической и военной мощи, морального авторитета. Мы намерены возродить величие России, вернуть ей статус мировой державы.
Согласие и справедливость - обществу!

В гражданском обществе люди сами, сообща устанавливают правила общежития и добровольно следуют им, решают проблемы с помощью Закона, через политические механизмы и самоуправление - иными словами, живут в Согласии.
Но Согласие возможно тогда, когда люди считают, что их общество устроено справедливо: Закон неукоснительно исполняется, граждане равны пред ним, их права и свободы гарантированы, государство служит людям, богатства страны используются на общее благо.
Наш путь к Согласию через конкретные дела: укрепление государства, восстановление в нем законности, создание условий для свободной деятельности соотечественников, развитие самоуправления, становления социального партнерства, поддержки слабых и обездоленных.
Мы верим в успех нашего дела, потому что любим и знаем свою страну. Мы реалистически оцениваем ее нынешнее состояние, но преисполнены исторического оптимизма, осмысленной надежды на то, что уже в скором будущем облик России преобразится. Такое время пришло.
Исходя из своих ценностей, мы рисуем образ страны, которую строим.
Будущая Россия, это:
- богатая страна равных возможностей, в которой в условиях свободного предпринимательства, защиты социально-трудовых прав и свобод и разумной налоговой системы каждый гражданин сможет обеспечить достойный уровень жизни для себя и своей семьи, выполняя все свои обязательства перед обществом и государством;
- справедливое общество с высокой степенью социальной защиты, обеспечивающее максимальную поддержку всем тем, кто не в состоянии трудиться, предоставляющее каждому возможность получать полноценное образование и пользоваться качественными медицинскими услугами, проявляющее постоянную заботу о матери и ребенке, содействующее раскрытию способностей молодежи;
- гражданское общество, построенное на принципах демократии, права и многопартийности, провозглашающее человека высшей ценностью, защищающее всей мощью законов и всеми возможностями государства всю полноту его прав, в том числе право участвовать в управлении государством, городом, селом, предприятием непосредственно или через систему свободных, честных выборов;
- сильная демократическая власть, которая избирается народом и работает в интересах народа, действует на основе Конституции и законов, неукоснительно их соблюдая. Реальное разделение властей гарантирует, что никто и никогда не сможет стать выше закона;
- крепкое федеративное государство, в котором все субъекты Федерации объединены общей исторической судьбой, общими интересами и взаимным уважением. Гарантируя свободное развитие регионов, религий, языков и самобытных традиций народов, государство защищает свое единство всей силой закона и власти;
- страна высокоэффективной рыночной социально ориентированной экономики, соединяющая уникальный интеллектуальный потенциал с огромными природными ресурсами для достижения динамичного развития национального хозяйства при активной поддержке государством отечественного производства;
общество, построенное на принципах народной солидарности и взаимопомощи различных национальных, социальных, религиозных и возрастных групп, где при принятии управленческих решений учитываются права и интересы всех граждан, поддерживается и поощряется государством социальное партнерство;
- миролюбивое государство, ориентированное на взаимовыгодное сотрудничество и честное ответственное партнерство, хорошо осознающее свои интересы, способное постоять за них, государство, пользующееся международным авторитетом, мировым уважением;
- общество, наследующее богатство отечественной культуры и великие ценности многоликой общечеловеческой цивилизации, вносящее свой весомый вклад в ее развитие и обогащение, в том числе и за счет государственной поддержки собственной науки, культуры и образования.
Чтобы достичь этих высоких целей, нужен свободный Человек, ответственный за себя и свою страну; нужен Закон, устанавливающий строгий и единый для всех порядок; нужно Согласие, позволяющее учитывать различные интересы.
Сейчас, когда время разрушения старого уходит в прошлое, доставшийся нам в наследство идеологический вакуум может и должен быть заполнен. Именно этим и руководствуется наша партия, предлагая свой, основанный на тщательном анализе исторического опыта и существующих реалий ответ на вызовы нового времени.
В начало

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ


МВД на пороге перемен

Немного найдется тем, которые так же сильно привлекали бы к себе общественное внимание, как борьба с преступностью. После того, как новым министром внутренних дел неожиданно для всех стал Борис Грызлов, общество замерло в некотором ожидании: а что будет дальше? Но время шло, ничего особого не происходило, и тема преступности снова ушла на страницы криминальной хроники и на кухни, где русский человек привык обсуждать свои беды и трудности.
Но, как оказалось, время было потрачено не впустую: за стеной внешнего спокойствия шла какая-то скрытая работа, которая вылилась в серию громких кадровых назначений, сопровождавшихся резкими выступлениями министра.
Владимир Путин утвердил произведенные Грызловым назначения на должности глав федеральных управлений внутренних дел по шести из семи недавно образованных федеральных округов. Незаполненной осталась только одна вакансия - в Южном округе, наиболее "горячей" части Российской Федерации.
Но наиболее показательным стало другое назначение - на пост начальника ГУВД Москвы. Как известно, в период избирательной кампании, во время беспрецедентного давления на московского мэра был смещен бывший начальник ГУВД Николай Куликов. Этот шаг положил начало двухлетнему конфликту между тогдашним руководством МВД, настаивавшим на кандидатуре Виктора Швидкина, и московской мэрией, по ряду причин эту кандидатуру отвергавшей. И вот теперь, когда министр МВД по новому закону, казалось бы, избавился от необходимости получать при подобных назначениях одобрение местных властей, был найден компромисс, устраивающий обе стороны: московскую милицию возглавил генерал Владимир Пронин, ранее руководивший Юго-Восточным УВД Москвы. Как оказалось, со сменой министра сменился и стиль руководства, пришло осознание того простого факта, что ответственность за поддержание порядка в городах и весях несут и милиция, и местные власти, а потому их конфликт выгоден только преступному миру.
Однако наибольший интерес вызвали все-таки не кадровые перестановки и назначения, а те обрывки из выступлений Бориса Грызлова, которые попали на телевидение. Такой резкой критики действий правоохранительных органов мы давно не слышали. Многое, конечно, знали: и про убогую отчетность, и про нежелание регистрировать заведомо нераскрываемые преступления, и про коррупцию, и про мощь организованных преступных группировок, и про многое другое. Но одно дело - знать, а совсем другое - слышать признание с высокой трибуны, которое все-таки дает шанс на изменение сложившихся подходов к решению проблем. Конечно, было бы приятней, если бы вместо слов последовали действия. Скажем, Борис Грызлов хорошо и убедительно говорил о том, что лидеры организованных группировок, давно известные милиции, спокойно разгуливают на свободе и остаются безнаказанными. Однако произнесение речей - все-таки дело публичного политика, у министра внутренних дел есть и другие, более эффективные средства для обозначения своей позиции. И если бы вдруг, без всяких речей, на скамье подсудимых, а потом - после соблюдения всех необходимых формальностей - в местах не столь отдаленных оказался один-другой-третий-четвертый авторитетный бандит, мы бы не обиделись. Но это уже максимализм. В конце концов любому делу надо долго учиться. А умеет ли это делать Борис Грызлов - мы скоро увидим.
Никита Дедков

В начало

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


Внешнеполитический калейдоскоп

Одной из главных политических тем прошедшей недели можно назвать посещение России помощником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс. Ее визит стал первым в череде консультаций России и США по подготовке двусторонней встречи президентов Джорджа Буша и Владимира Путина, которую планируется провести в ноябре на ранчо американского президента. К осени стороны должны проработать весь комплекс взаимных проблем, чтобы сдвинуть российско-американские отношения с мертвой точки.
По мнению западных СМИ, Райс в ходе ее встреч удалось добиться существенных подвижек в переговорном процессе по ПРО. Совпадение визита Кондолизы Райс с посещением России министрами торговли и финансов США позволяет сделать вывод, что эти мероприятия взаимосвязаны. Лондонская "The Times" считает, что США предлагает России пакетное соглашение: ПРО в обмен на экономическое сотрудничество, содействие во вступлении в ВТО и сокращение стратегических вооружений. Экс-секретарь Совбеза Андрей Кокошин (его комментарий российско-американских встреч читайте в предыдущем выпуске нашей газеты) считает, что Россия вполне может пойти на подобный размен, но при этом гораздо более грамотно, чем это было при выводе российских войск из Германии.
Официальный представитель МИД А.Яковенко заявил: "Никаких новых аргументов, которые побудили бы нас пересмотреть свой принципиальный подход к договору 1972 г., от Кондолизы Райс мы не услышали". Однако сверка позиций и договоренностей между Россией и США все же идет. Налицо заинтересованность сторон в решении данного вопроса. Россия в последнее время изменила свою позицию по вопросу о ПРО: от жесткого "нет" любым корректировкам договора 1972 г. к жесткому торгу с США. Такое решение связано в значительной степени с осознанием того факта, что американцы в любом случае из договора 1972 г. выйдут. Торг связан как с увязкой выхода из договора по ПРО с сокращением наступательных вооружений в выгодном для России формате, так и с экономическими аспектами взаимоотношений России и США.
Следующим событием международного масштаба можно назвать участие президента России в юбилейном фестивале "Славянский базар" в Витебске. Три президента - Владимир Путин, Александр Лукашенко и Леонид Кучма - выступили за укрепление связей между тремя странами, однако в рамках этих связей Россия становится все более похожей на "старшего брата".
Усиление российского фактора во взаимоотношениях славянских республик связано с несколькими причинами. Во-первых, и Белоруссия, и Украина экономически зависят от России. Во-вторых, Россия лучше, чем другие славянские республики, смогла "выстроить" отношения с Западом. В-третьих, существенную роль играют предстоящие как в Белоруссии, так и на Украине избирательные кампании.
К тому же вчера в резиденции российского президента в Сочи началась неформальная встреча лидеров СНГ, а в конце августа В.Путин пообещал приехать на празднование 10-й годовщины украинской независимости.
В прошедшие выходные российский президент посетил Крым, где принял вместе с Л.Кучмой совместный парад российского Черноморского флота и ВМС Украины. Именно во время визита в Крым В.Путин объявил о новой морской доктрине России, предусматривающей фактический отказ от океанического флота в пользу "разумной достаточности", основанной на реальных возможностях. В связи с этим может несколько сократиться разрыв между "приоритетными" и "океаническими" Северным и Тихоокеанским флотами и "внутренним" Черноморским флотом.
Похоже, что основная цель российской политики в ближнем зарубежье - обеспечить безусловную преемственность существующих режимов, устраивающих на данный момент Россию. Отсюда и интенсивность встреч на высшем уровне, призванная засвидетельствовать единство позиций и взаимную поддержку. Россия, выстраивая отношения с Западом, отнюдь не забывает о своих ближайших соседях, стремясь реализовать в их отношении аналог известной "доктрины Монро".
Группа политического анализа

В начало

Hosted by uCoz