Вестник Отечества официальный сайт "Отечества"
Официальный сайт "Отечества"

Печатный орган Политсовета Отечества
N 61

На главную страницу


ПОЗИЦИЯ
ТЕМА НОМЕРА
КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ГОЛОСА РЕГИОНОВ
Редакция газеты
Учредитель - Политсовет "Отечества"
Газета зарегистрирована Министерством РФ по делам печати
Регистрационное свидетельство № 77-1252 от 16 декабря 1999 г.
Шеф-редактор А.К.Исаев
Редактор Б.С.Романов
Отв.секретарь М.В. Введенская
Обозреватель Н.И.Дедков

Адрес редакции:
Москва, ул.Мосфильмовская, д.40
Тел. 788-6508
E-mail: press@otechestvo-hq.ru
При воспроизведении материалов ссылка на "Вестник Отечества" обязательна

Верстка сетевой версии: В.Б.Летаев vol@otechestvo-hq.ru


Свои отзывы, замечания и пожелания вы можете оставить в гостевой книге нашего сайта
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
ПОЗИЦИЯ


Слово президента

Главным политическим событием этой недели стало ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию. Этого выступления страна ждала с нетерпением, поскольку в нем президент обозначает приоритеты своей политики, Лужков Ю.М. определяющие дальнейшее направление развития государства. Лидер "Отечества" Юрий ЛУЖКОВ по поводу прозвучавшего Послания сказал корреспонденту ТВЦ: "Я Владиславлев А.П.очень доволен. Это самое деловое, самое конкретное Послание". Секретарь Политсовета, депутат Госдумы Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ отметил: "Совершенно очевидно желание президента на деле решать проблемы, которые стоят перед Россией".
Соб. инф.

Путь к эффективному государству

Недавно мэр Москвы, лидер "Отечества" Ю.Лужков направил президенту России В.Путину предложения по совершенствованию системы управления исполнительной властью. Эта работа была выполнена возглавляемой Ю.Лужковым комиссией Госсовета.
Юрий Михайлович согласился прокомментировать "Общей газете" (№13 29.03. - 04.04.2001г.) концепцию представленного президенту документа. Публикуем выдержки из этого интервью.
- Основной же раздел этой работы - анализ существующей у нас системы и тех недостатков, которые она имеет. Нами предложены примерные законы, нормативные документы, сроки их принятия, а также описано, как после этого должна будет выстраиваться структура исполнительной власти.
Мы предлагаем так называемый линейно-штабной принцип построения исполнительной власти, когда объединяются определенные комплексы, перед которыми поставлены функциональные цели. У нас в Москве пять таких "штабов". Например, экономический комплекс, комплекс поддержания текущей деятельности городского хозяйства или комплекс имущественно-земельных отношений... В пределах каждого такого образования реализуются как "штабные" задачи, так и текущие планы. Это сочетание и есть линейно-штабной принцип.
На Руси были попытки создания подобных моделей. Известный государственный деятель М.Сперанский в 1803 г. разработал документ "Путь к эффективному государству". В память о нем мы назвали свою работу так же.
По материалам "Общей газеты"


В начало

ТЕМА НОМЕРА


Экономический марафон

Как осуществлялся процесс экономических реформ в нашей стране и почему преобразования не дали ожидаемых результатов? Ответ на эти вопросы в интервью нашей газете дал ученый-экономист, академик РАН Николай ШМЕЛЕВ.
Шмелев Н.П. - Уважаемый Николай Петрович, Вы возглавляете Институт Европы РАН. Насколько актуален для нас опыт преобразований в европейских странах?
- Когда мы готовили доклад "К концепции экономической программы "Отечества", было признано полезным рассмотреть, что из европейского опыта экономических и социальных реформ представляет для нас наибольший интерес и может быть так или иначе либо использовано, либо, по крайней мере, принято во внимание. К сожалению, это российская национальная болезнь - каждый раз изобретать колесо, которое во всем мире давно уже открыто. В качестве примера могу сослаться на классическую ошибку с известной антиалкогольной кампанией, когда, казалось бы, оглянись назад: ведь в 20-х гг. американцы этот эксперимент провели и эффект подсчитали. Никогда не имели оргпреступности до этого, никогда не знали самогонщиков и контрабандистов, - все получили и были вынуждены через 11 лет дать задний ход. Как это у Салтыкова-Щедрина, "кажинный раз на эфтом самом месте". Точно так же реформы 1992 г.: с моей точки зрения, эти ребята - реформаторы - жутко плохо читали учебники. Все заново и ощупью, набивая шишки, открывая то, что уже давно было известно и пройдено другими.
Есть несколько основных направлений, где европейский опыт нельзя не учитывать.
Главное - это приватизация. Так по-дурацки, как у нас, приватизацию никто не проводил, хотя этот процесс охватил всю Западную Европу. Нигде не трогали прибыльных государственных предприятий. И цель европейской приватизации была двойная: либо подтянуть эффективность "слабоживущих" предприятий, отдав их в частные руки, либо наполнить бюджет дополнительными деньгами за счет приватизации. У нас же ни та, ни другая цель не были достигнуты. Наоборот, более-менее прибыльные предприятия (не все, но многие) загнали в неэффективное состояние, а бюджет получил такие копейки, о которых вообще говорить стыдно. Все промышленные активы были задарма розданы между "своими и близкими" людьми. Особенно важно учитывать это сегодня, когда мы стоим перед угрозой второй волны приватизации, причем проводимой по тем же самым мотивам.
Я убежден, что необходимо остановить на данном этапе приватизацию железных дорог и электроэнергетики, и газовой системы, и не дай бог еще на почту и телеграф замахнуться. В перспективе это правильная цель, но к ней надо идти медленно, постепенно и с тем, чтобы росла эффективность предприятий, чтобы они не впадали в то хаотическое состояние, в котором мы их видели в 90-х гг. Надо помнить, что Маргарет Тэтчер потратила 10 лет на приватизацию 10 государственных компаний, причем эти английские "монстры" были гораздо меньше, чем российские. Если начать сейчас "ломать" железные дороги - так поезда перестанут ходить в конечном счете.
Безусловно, государственные предприятия должны быть полностью переведены на самоокупаемость, акционированы и т.д. С допуском частного капитала как акционера этих предприятий, но решающее слово необходимо оставить за государством.
- Николай Петрович, современная экономика невозможна без эффективных менеджеров. Как Вы могли бы оценить нынешний уровень управления в нашей экономике?
- Фактически, государственная собственность не управляется, и государство реальных доходов со своей собственности не имеет. Это уже вопрос, обращенный к управленцам. Менеджмент у нас никудышный. Когда председатель РАО "ЕЭС России" радуется, что 20% акций может быть предоставлено в качестве опциона менеджменту, то давайте тогда вещи называть своими именами. Сколько даже по дешевке стоит энергосистема России? 20% - это сколько сотен миллионов долларов пойдет задарма следующей паразитарной волне? Поэтому, сравнивая с европейским опытом, можно сказать, что наша приватизация - это исключительно неэффективное предприятие.
- Может ли малый бизнес стать основным звеном, который сможет вытащить нашу экономику, производить конкурентоспособные товары, обеспечить рабочие места и т.д.?
- Во всем мире экономическая динамика - от Америки до Китая - показывает, что малые и средние предприятия - это и есть главная сила и наполнения рынка, и технического прогресса, и занятости. У нас же малые предприятия находятся фактически в состоянии войны с государством. Я никак не могу понять, как такой умный человек, как Евгений Ясин, провозгласил еще несколько лет назад: "Надо задушить челноков". Да что ты делаешь! Ты молись на челноков! Это 10 млн. людей, которые горбом зарабатывают бог знает где кусок хлеба, ничего не хотят от государства, кормят еще 20 млн. членов своих семей. Тем не менее добились своего результата: в 8 раз примерно за последние два года сократилось количество челноков в стране. Может быть, уже не покупают китайский ширпотреб, но я не очень-то в это верю. Народ еще не настолько разбогател, чтобы поменять ширпотреб на товары из бутиков на Кузнецком мосту.
- Хорошо известно, что банковская система в рыночной экономике обеспечивает ее жизнеспособность. Насколько наши российские банки соответствуют европейским стандартам эффективности?
- То, что банковская система в кризисе, понимают все. Но самое печальное, что государство продолжает занимать абсолютно пассивную позицию: как она, банковская система, вынырнет или нет. Хотя во всех развитых европейских странах государство принимает активное участие в создании и развитии банковской системы. Не надо забывать, что до первой половины 90-х гг. в Италии две трети банковского капитала принадлежало государству. До конца 80-х - первой половины 90-х гг. 80% активов и капитала банков во Франции тоже принадлежали государству. Да и сейчас государственный капитал там составляет примерно 40%. А у нас рассуждают: "ах, вот мы отступим от принципов либерализма", если воссоздадим государственные специализированные инвестиционные банки. А инвестициями у нас никто не хочет заниматься потому, что финансовый капитал был избалован прибылям в 200 - 300% годовых, а сейчас в растерянности ждет: может, опять вернутся времена халявы. Но государство должно переломить эту тенденцию и создать кредитные возможности для реальной экономики - этого требует здравый смысл, вытекающий не только из нашего опыта, но и из опыта высокоразвитых стран. Видимо, на повестке дня стоит трехзвенная банковская система: Центробанк; крупные государственные инвестиционные банки - для крупных предприятий с льготным гарантированным кредитом; банки для мелких предприятий, где государство тоже служит гарантом того, что банк деньги даже с малого заемщика получит назад. С другой стороны, нельзя не учитывать, что "под матрасами" лежат огромные суммы денег (порядка 60 - 80 млрд. долларов). Парламентарии до сегодняшнего дня уже сколько лет не могут дать гарантии хотя бы на вклад 300 - 400 долларов, хотя Америка гарантирует на 100 тыс. вклад в любом частном банке. Это элементарные вещи, и почему здесь "закупорка сосудов" - объяснить трудно. Точно так же, как невозможно объяснить, почему мы не развиваем кредитные кооперативы. Эта практика уже во всем мире отработана. Мелкий бизнес должен как-то объединяться, друг другу помогать, увеличивать свои кредитные возможности.
- В нашей стране социальные проблемы за годы реформ не только не были решены, но и еще больше обострились! В чем причина?
- В социальной политике мы избрали самый неэффективный путь. Все наши товары стремятся к мировой цене, начиная от колготок и заканчивая... нефтью - все правильно. Но как же главный товар - труд и рабочая сила? Почему он в десятки раз дешевле? Кого мы обманываем в данном случае? Разрыв в доходах вообще невероятен. Мы в Европе единственная такая страна. Есть примерное соотношение нижних 10% и верхних 10% по доходу в обществе. Есть критерий безопасности - 1:6 максимум. А реально он где-то 1:4 в Европе. У нас уже, по некоторым оценкам, - 1:24. И в этих условиях мы пытаемся проводить коммунальную реформу. Да, вообще, в теории, это правильно. Квартира должна стоить так, как в Нью-Йорке, но, простите, и зарплата должна хоть чуть походить на нью-йоркскую. А чего мы добьемся по программе Грефа, если за три года переведем электричество, газ, свет, воду, квартиру на реальные мировые цены. Мы получим то, что в Армении провели, и несколько лет вся Армения смеется и не платит никакой квартплаты.
- Прошло десять лет с начала реформ, но до сих пор идут бесконечные споры вокруг земельного вопроса. "А воз и ныне там"...
- Вот мы спорим: нужна ли частная собственность на землю? Но главное, что обязательно должно быть зафиксировано, - ты имеешь право землей распоряжаться и можешь ее продать, заложить, конечно, при соблюдении необходимых ограничений. Другого эффективного сельского хозяйства нигде в мире нет, и ссылаться на опыт израильских кибуцев - все равно что на опыт Соловецкого монастыря в XVI в. Везде земля находится в частном пользовании и в частном земельном обороте. Другой разговор, что практически вся Европа живет по принципу кооперации. Любой частный фермер втянут в самую сложнейшую систему кооперативных связей: и переработка, и кредит, и сбыт - все на свете.
- Россия стремится стать полноправным членом мирового экономического сообщества и добивается вступления во Всемирную торговую организацию. Сможем ли мы обеспечить в этом случае интересы отечественных производителей?
- В перспективе, конечно, нам надо стать полноправными членами Всемирной торговой организации. Но готовы ли мы к этому вступлению сейчас? Вступить в ВТО - значит фактически ликвидировать систему таможенной защиты и административных ограничений на импорт. Это разрушит систему субсидирования отечественных производителей в любом варианте. Но что у нас конкурентоспособно на внутреннем рынке - это автомат Калашникова и пиво "Балтика" - больше ничего, остальное все можно закрывать. То есть идея сама правильная, но к ней надо готовиться так, как готовился Китай - примерно лет 20. Во-первых, он утвердился на американском рынке со своим дешевым ширпотребом. Во-вторых, накопив колоссальный двухсотмиллиардный золотовалютный резерв. Путь, который требует несколько десятилетий, мы хотим пробежать за год-два. Очень жаль, что психология у нас такая, как будто мы выросли и всю жизнь прожили на необитаемом острове. Когда "наши же болячки" проверены в других странах экспериментально, зачем на собственной шкуре "все печали" проходить? Можно же немного поинтересоваться, как люди вокруг живут.
Беседу провел Борис Романов


В начало

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ


Главное событие

Конечно, главное событие недели - оглашение Послания президента Федеральному собранию. Событие "статусное" (словечко, кстати, введенное в оборот в том же Послании).
Но все же Послание - необходимый элемент политического инструментария, хотя бы в качестве сигнала для элит, обозначения ориентиров власти, перечня приоритетов для "исполнительной вертикали" и ее многочисленных ответвлений.
Послание, как правило, ждут. И надеются, что прозвучат те или иные фразы и слова, которые магическим образом повлияют на решение тех или иных ведомственных (и не только ведомственных) проблем, что в тексте найдут отражение различные, порой разнонаправленные интересы.
Такова, впрочем, природа нашей государственной машины, да и в целом общественного менталитета. Тем более что на конкретные примеры послания последних лет весьма скупы. Одна только пустынная и унылая "макрокартина"...
По общему мнению, оглашенное 3 апреля президентское Послание выглядело более удачным, нежели то, что произносилось с трибуны Мраморного зала Кремля в предыдущие годы. Юрий Лужков назвал нынешнее Послание президента Владимира Путина "самым сильным, самым деловым, самым конкретным" посланием за последнее время.
Может быть, тут сказался и психологический фактор: предыдущий президент России Борис Ельцин сам сознавался, что ему нелегко выступать с той самой трибуны, где довелось испытать один из самых тяжких моментов в жизни во время октябрьского (1987 г.) пленума ЦК КПСС. И по контрасту выступление Владимира Путина явило собой образец нормального, рассудительного анализа итогов и перспектив.
Думается, именно потому в Послании не было избыточной патетики, а были затронуты вполне животрепещущие проблемы, которые должны решать как государство, так и общество.
Главным достижением прошедшего года президент считает тот факт, что остался позади "период расползания государственности". А именно в этом и состоит главная задача наших дней - в переходе от революционных потрясений к стабильности.
Строительство властной вертикали, создание системы федеральных округов, приведение в соответствие регионального законодательства с федеральным - все это действительные признаки упрочения российской государственности.
Задачи нынешней политики - закончить цикл революций и контрреволюций, установить в России политическую и экономическую стабильность, где приоритетными окажутся ценности "квалифицированного, ежедневного труда". Возможно, именно такой подход единственно оправдан сегодня. Время "тектонических" сдвигов и "судьбоносных" политических решений проходит. Должно пройти. Мы входим в период, когда пора наконец заняться "микроуровнем". Власть обязана выйти из режима чрезвычайного функционирования и перейти в режим нормальной работы.
Важной проблемой, поднятой в Послании, является и преодоление серьезных бюрократических препон для развития предпринимательства.
В целом, задачи, поставленные президентом в Послании, соответствуют общественным ожиданиям. Это энергия надежды.
Владимир Сергеев


В начало

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


Давление нарастает

На прошлой неделе газета "Вашингтон пост" опубликовала статью видного советолога Ариэла Коэна, которая, как представляется, отражает официальную точку зрения республиканской администрации и может рассматриваться в качестве своего рода неофициального ультиматума российскому руководству.
По мнению Коэна, президенту В.Путину предстоит сделать выбор между интеграцией в мировое сообщество на условиях Запада и превращением России в "игрушку" стран-изгоев.
Характерно, что на этот раз условия называются совершенно открыто: либеральный курс в экономической политике, резкое сокращение военного сотрудничества с Китаем, полный отказ от поставок военных технологий в Иран и даже поддержка американских усилий по свержению Саддама Хусейна, а также участие в создании американской системы ПРО.
Взамен России обещают реструктуризацию внешнего долга, компенсацию за потери, связанные с отказом от поставок вооружений Ирану и даже выплату внешнего долга Ираком, но лишь после падения режима Хусейна; последнее обещание, впрочем, граничит с издевкой.
В случае непринятия этих условий России, по мнению ряда высокопоставленных деятелей администрации США, нечего рассчитывать на помощь международных финансовых организаций. Заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц недавно заявил: "Как может Россия рассчитывать на получение от США и их союзников миллиардов долларов помощи, одновременно продавая оружие Ирану, которое угрожает нашему народу, а также нашим летчикам и морякам?"
Это уже даже не "адаптация", по Бжезинскому, не "американское издание" брежневской доктрины "ограниченного суверенитета", а нечто большее: речь идет о готовности американских стратегов выступить в качестве непосредственных разработчиков и проводников российской внешней политики.
В то же время в высказываниях некоторых представителей официального Вашингтона можно найти признание следующего факта: несмотря на то, что "нигде в мире нет идеологии, которая действительно могла бы соперничать с тем, что США предлагает миру" (Колин Пауэлл), в ряде регионов, таких, например, как Ближний Восток, США столкнулись с серьезными проблемами, которые им будет трудно преодолеть без помощи России.
Таким образом, у российской дипломатии открывается определенное поле для маневра; хотя нетрудно предположить, что и здесь США готовы отвести России малопочетную роль "порученца", использующего свои былые связи и влияние, для того чтобы склонить определенные страны к принятию американских условий по той модели безоговорочного подчинения, которая была опробована в Югославии.
Среди наглядных проявлений американского давления на прошлой неделе следует выделить прием в США на официальном уровне так называемого министра иностранных дел "республики Ичкерии" И.Ахмадова, что весьма слабо коррелируется с официальным осуждением руководством США террористических актов на Северном Кавказе. Этот шаг российский МИД оценил как аморальный. По словам представителя МИД Александра Яковенко, "торжественно приняв представителя чеченских боевиков, администрация США со всей решительностью показала, на чьей стороне она находится в международной борьбе с терроризмом".
Характерно, что с Ахмадовым беседовал Джон Бейерли, который в американском Госдепе исполняет обязанности советника по новым независимым государствам; вероятно, администрация США дает понять, что она не исключает, что к таковым со временем будет причислена и Чечня.
Таким образом, явно не оправдываются надежды некоторых российских аналитиков, "патриотической" ориентации, предсказывавших возможное улучшение отношений России с США после прихода республиканской администрации, якобы настроенной более прагматично, чем администрация Билла Клинтона.
Группа политического анализа


В начало

ГОЛОСА РЕГИОНОВ


Выборы

По официальным данным, на выборах депутатов Воронежской областной Думы, состоявшихся 25 марта, в состав Законодательного собрания избран председатель Совета Воронежского регионального отделения "Отечества" Ю.Титов.
На выборы "Отечество" шло в составе избирательного блока "Воронежский союз промышленников и аграриев", учрежденного совместными усилиями с "Яблоком". Новый состав Думы значительно пополнился людьми дела, авторитетными хозяйственниками - представителями крупных предприятий промышленности и сельского хозяйства.
На состоявшихся выборах в Кировскую областную Думу победу одержали 11 кандидатов, поддержанных "Отечеством". На выборах глав районов Кировской области победили 5 кандидатов нашей организации, а на выборах в Слободскую городскую Думу 8 из 20 мандатов получили наши сторонники, в том числе председатель Слободского местного отделения Н.Пьянков.
На выборах в городскую Думу Томска при поддержке Томского регионального отделения "Отечества" победу одержали 6 кандидатов.
Соб. инф.

Знай наших

1апреля Саратовское региональное отделение "Отечества" приняло участие в агитационном легкоатлетическом пробеге "Здоровье народа - здоровье Отечества".
Активисты "Отечества" не только возглавили пробег, но и гордо несли развевающийся флаг организации над колонной бегунов. Самые спортивные соотечественники держали его в руках, ни на секунду не уступая первое место представителям других общественных организаций.
До финиша добежали все. Кто-то, конечно, просто дошел. Но разве это важно? Главное, что "Отечество" не просто хорошо работает, но и хорошо отдыхает, принимая самое активное участие в жизни нашего города.
12 апреля региональное отделение решило принять самое активное участие в пробеге, посвященном Дню космонавтики. Так что, знай наших: мы не только выборы умеем выигрывать, но и на длинных дистанциях побеждаем!
Н.Леонова, Саратов

Клубы молодых избирателей действуют

В последние дни марта в г.Белгороде на базе Современного гуманитарного института открылся Клуб молодого избирателя "Современник". Это далеко не первое объединение такого рода. Клубы молодых избирателей действуют при Государственном университете, Университете потребительской кооперации, ряде других высших и средних специальных учебных заведений. Цель этих объединений - привить молодежи интерес к избирательному процессу, способствовать повышению гражданской ответственности. В работе клубов используются самые разные формы: дискуссии, "круглые столы", викторины, встречи с интересными людьми и т.д.
Самое активное участие в жизни клубов принимают члены региональной организации "Отечества". Активистов Молодежного союза Отечества можно видеть на встречах молодежи с избирателями. Конкретную помощь им оказывает Совет регионального отделения, на недавнем заседании которого специально рассматривался вопрос о работе молодежи с избирателями.
Осенью в Белгородской области состоятся выборы в областную Думу. Члены "Отечества" стремятся сделать все для того, чтобы в числе депутатов было как можно больше сторонников нашей организации, в частности и молодых.
А.Воловиков, Белгород

Молодежь за демократию

29 марта в Уфе Студенческий клуб молодого избирателя при поддержке Башкирского регионального отделения Молодежного союза Отечества провел заседание "круглого стола" на тему: "Перспективы политических партий в условиях развития государственной системы РФ".
В заседании "круглого стола" приняли участие представители политических объединений и молодежных организаций "Отечества", КПРФ, СПС, "Единства". Собравшиеся обсудили проект закона о партиях, который в ближайшее время будет рассматриваться Государственной Думой во втором чтении, и приняли решение направить в Госдуму свои поправки и предложения.
В выработанном Обращении к депутатам Госдумы представители основных общественных политических организаций Республики Башкортостан отмечают, что законопроект чрезвычайно перегружен различными формами и правилами контроля за политическими объединениями, нарушающими принцип невмешательства органов государственной власти в деятельность партий. Поэтому необходимо добиваться, чтобы закон в первую очередь обеспечивал гарантии многопартийности, а не создавал избыточные барьеры и препоны для деятельности политических партий.
Излишне сложным представляется и порядок регистрации партий. Прекращение деятельности политической организации не должно находиться в зависимости от воли региональных органов исполнительной власти и может производиться только в судебном порядке. Степень участия партии в выборах всех уровней не должна быть формальным критерием ее существования, ведь выборы - это главное условие самого существования политической партии, цель ее деятельности. Идею финансирования партий за счет налогоплательщиков участники "круглого стола" назвали неприемлемой из-за крайне низкого жизненного уровня наших сограждан. А запрещение образования партий по ряду признаков (например по социальному), по их мнению, представляет собой явное нарушение прав граждан на объединение, т.к. партия есть инструмент выражения и защиты интересов больших общественных групп.
В итоговом документе "круглого стола" отмечается, что все его участники разделяют цель данного закона - укрупнение партий, сокращение их числа, но протестуют против попыток администрировать этот сложнейший процесс, забюрократизировать его, усложнив тем самым дальнейшее развитие политического плюрализма и нарушив основные демократические принципы.
Как показало состоявшееся обсуждение, сегодня необходимо стимулировать процесс повышения уровня политической культуры нашего общества, принимать только взвешенные и тщательно проработанные решения, закрепляя политическую ответственность за общественно-политическими организациями.
Подводя итог первому заседанию Студенческого клуба молодого избирателя, участники отметили, что было положено начало очень важному и своевременному процессу - вовлечению все большего числа молодых людей в политическую сферу общества, повышению политической культуры молодежи и общества в целом.
По материалам Башкирского
регионального отделения
Молодежного союза Отечества


В начало

Hosted by uCoz