Вестник Отечества официальный сайт "Отечества"
Официальный сайт "Отечества"

Печатный орган Политсовета Отечества
N 60

На главную страницу


НОВОСТИ
ТЕМА НОМЕРА
КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ДУМА
ГОЛОСА РЕГИОНОВ
Редакция газеты
Учредитель - Политсовет "Отечества"
Газета зарегистрирована Министерством РФ по делам печати
Регистрационное свидетельство № 77-1252 от 16 декабря 1999 г.
Шеф-редактор А.К.Исаев
Редактор Б.С.Романов
Отв.секретарь М.В. Введенская
Обозреватель Н.И.Дедков

Адрес редакции:
Москва, ул.Мосфильмовская, д.40
Тел. 788-6508
E-mail: press@otechestvo-hq.ru
При воспроизведении материалов ссылка на "Вестник Отечества" обязательна

Верстка сетевой версии: В.Б.Летаев vol@otechestvo-hq.ru


Свои отзывы, замечания и пожелания вы можете оставить в гостевой книге нашего сайта
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
НОВОСТИ


За мир и согласие

23 марта в г. Владикавказе начало работу зональное совещание руководителей региональных отделений Молодежного союза Отечества Южного федерального округа, посвященное выработке общей стратегии деятельности Молодежного союза на Северном Кавказе.
Все участники были единодушны во мнении, что сегодня главная задача Молодежного союза Отечества в этом регионе заключается в активной работе по преодолению межнациональных антагонизмов молодежи народов Северного Кавказа как главного залога прочного мира и согласия в будущем. Первым шагом в этом направлении может стать фестиваль молодежи "За мир на Северном Кавказе", который предполагается провести в мае - июне во Владикавказе под эгидой "Отечества".
В рамках прошедшего совещания состоялись встречи с мэром г. Владикавказа, руководителем Северо-Осетинского отделения М.Шаталовым, членами Совета и депутатской фракции "Отечества" в парламенте республики, студентами Горского государственного аграрного университета.
Соб. инф.


В начало

ТЕМА НОМЕРА


Непростой паритет

Слово "реформа" стало привычным. Реформирование уже затронуло производство, экономику, политическую систему... А теперь перед нами встает очередной вопрос: как повлияют на развитие федеративных отношений в стране последние инициативы президента по реформированию структуры государственной власти? Своим мнением по этому поводу поделился депутат Госдумы, член Политсовета "Отечества" Виктор ГРИШИН.
Гришин В.И. - Виктор Иванович, Вы входите в состав Комитета по делам Федерации и региональной политике. Как Вы оцениваете инициативы президента по реформированию структуры государственной власти?
- Во многом я их поддерживаю. За 10 лет демократических реформ у нас, к сожалению, наметилась некоторая разобщенность во взаимоотношениях регионов и федерального Центра. Зачастую региональное законодательство в субъектах Федерации стало расходиться с общегосударственным. Однако нельзя забывать, что именно благодаря инициативам губернаторов у нас выжила экономика; ведь федеральный Центр на протяжении этих лет почти ничего не предпринимал для действительного развития производства. Сегодня же появилась опасность отстранения региональной власти от реального управления территориями. Центр набирает дополнительные полномочия и функции. Только сможет ли он ими хорошо распорядиться? У меня по этому поводу возникают большие сомнения. А недавняя инициатива правительства по пересмотру бюджета и выявление ошибок в его расчете, которые достигают 20 - 30%, лишний раз подтверждают их обоснованность.
Проводимое сегодня укрепление вертикали власти может способствовать уходу от федерализма и, по сути, вновь вернуть нас к унитарному государству. Лишая губернаторов возможности иметь политическую и финансовую власть, правительство ставит их в своеобразную зависимость. Перераспределение в нынешнем году бюджетных доходов между регионом и Центром в соотношении 40:60 (в прошлом году - 50:50) также не способствует проявлению инициативы со стороны региональных лидеров.
Поэтому я считаю, что если мы провозгласили реальный федерализм, то его и надо укреплять. Для этого необходимо четко определить функции федерального Центра и регионов, предоставить в этих рамках каждому из них самостоятельность.
Государственная власть, как часто повторяет Е.Примаков, должна быть "не пунктирной, а сплошной". Федеральному Центру следует иметь свои четкие прерогативы: оборона страны, единое экономическое пространство, формирование общей законодательной базы. Но есть и предметы совместного ведения. Например, здравоохранение, образование и другие сферы жизнедеятельности, в которых Центру и регионам необходимо друг с другом сотрудничать. У каждой из властей - региональной и федеральной - есть подведомственные учреждения, за работу которых они отвечают. Например, исполнительная власть Республики Мордовия отвечает перед федеральной за работу школ. Республиканское министерство образования может разрабатывать собственные методики преподавания, но федеральная власть вправе следить за соответствием образовательных программ общегосударственной концепции. В построении таких взаимоотношений и заложены основы демократических принципов управления внутри Федерации.
- Какой должна быть политика по распределению бюджетных средств в условиях Федерации?
- Я считаю, что налоги должны перераспределяться в соответствии с полномочиями. Прежде всего, федеральная и региональная власти должны разобраться, кто за что отвечает. Характерной чертой 90-х гг. стала раздача полномочий на уровне регионов: по жилищно-коммунальному хозяйству, медицине, образованию и т.д. Однако эта политика Центра никак не подкреплялась финансовыми средствами. Получилось так, что полномочия перешли к регионам, а все деньги остались в Центре. В результате, учителя и врачи не получали зарплату. Таким образом, мы, как власть, девальвировали сами себя в глазах людей. Создавая сегодня систему разделения полномочий и функций, надо соответствующим образом распределить и бюджет.
- Кто же должен выступить с инициативой по распределению полномочий между Центром и регионами?
- Над этим вопросом сегодня работает наш Комитет, но им должны заниматься и другие органы власти - Совет Федерации, президент. Кстати, недавно президент объявил, что Государственный совет будет рассматривать систему распределения полномочий между органами власти. Я думаю, что это непростая работа, она будет вестись долгие годы.
В то же время отмечу, что региональная политика сегодня - это прерогатива президента по Конституции и здесь, наверное, главным инициатором должен выступить президент. Таким образом, выстраивая четкую систему распределения полномочий, мы сможем не только декларировать, что наше государство - федерация, но и реально придерживаться федеративного принципа управления страной.
- Какие инициативы Комитета по делам Федерации были воплощены в жизнь за год работы?
- В Комитете я пытался заниматься практической деятельностью и, возглавив Комиссию по межбюджетным отношениям, работал над формированием 21-го раздела бюджета, определяющего трансфертную политику государства и распределение компенсаций. В этом году в денежные трансферты были включены компенсации по детским выплатам, помощи инвалидам и ветеранам. Мне приходилось предметно заниматься обоснованием и рассмотрением бюджетных заявок от территорий, принимать участие в формировании методики распределения компенсаций и трансфертов для регионов.
Наш Комитет подготовил законопроект "О региональной политике". Он имеет основополагающий характер и должен определить функции, субъекты и объекты региональной политики, способствовать формированию принципов ее построения. Этот закон уже вынесен на обсуждение Думы.
Параллельно готовится законопроект о федеральных и региональных программах. Программы - это один из механизмов выравнивания экономического развития регионов или обеспечения регионального паритета. Сейчас регионы по своему экономическому и социальному развитию сильно отличаются друг от друга. Для выравнивания доходов территорий практически на каждый год мы распределяем трансферты из государственного бюджета. Еще одна наша задача - это выравнивание экономического и социального развития регионов с помощью инвестиционных федеральных программ.
- Говоря об инвестиционных составляющих программы, кого вы рассматриваете в качестве инвестора?
- В данном случае инвестором выступает государство. В нынешних условиях, когда инвесторы не идут на территории, а тем более - на отстающие, программа целевых инвестиций с учетом государственного участия может стать существенным стимулом для развития и обеспечения бюджетного потенциала территории. Один из примеров работы по такой программе - Республика Мордовия, где трансфертная составляющая от общего консолидированного бюджета была снижена с 55% в 1995 г. до 20 - 25% в 2000-м.
В рамках этой федеральной программы были выделены определенные финансовые ресурсы на возрождение нашего производственного потенциала, принята льготная налоговая политика. Это стало дополнительным стимулом, для того чтобы к нам пришли инвесторы, а директора предприятий были заинтересованы в возрождении своего производства и поиска собственных инвестиций. Так что есть множество путей выхода из кризисного состояния, особенно для отстающих регионов.
- Вы - один из тех немногих депутатов Думы, кто поддерживает тесную связь со своим регионом...
- Здесь есть доброе желание не потерять из виду друг друга. Я считаю необходимым постоянно поддерживать связь с регионом и республиканским отделением "Отечества". Два раза в году отчитываюсь о своей депутатской деятельности. Всегда откликаюсь на просьбы встретиться с населением, молодежью, участвую в пленумах региональной организации "Отечества", стараюсь выполнить те наказы, которые мне даются, реализовать их. В Мордовии работает моя общественная приемная, в деятельности которой большую помощь оказывает региональное отделение. Эта помощь очень важна для меня: ведь хорошая команда - уже половина успеха.
- С чем должно "Отечество" подойти к следующим выборам 2003 г.? Как должен происходить процесс эволюции организации?
- Я думаю, что важно не затягивать эволюционные переходы. Рейтинг "Отечества", к сожалению, не растет. И это очень обидно. Ведь мы ведем настоящую работу, среди нас - грамотные, авторитетные и профессиональные люди.
Многих сегодня смущает неопределенность "Отечества" в своем политическом статусе: организация или партия? Какая партия? Когда будет принято решение по этим вопросам? Мне кажется, что мы заняли позицию больше выжидательную, нежели наступательную, и это может привести к не очень хорошим результатам.
А к 2003 г., на мой взгляд, мы должны своим поведением доказать, что звучавшая в наш адрес огульная критика - ложь. Мне очень часто приходится встречаться с избирателями в Республике Мордовия, в каждый из приездов посещаю один из районов республики. За прошлый год я принял около 500 человек со всевозможными проблемами и, на мой взгляд, "Отечество" сегодня стало одной из немногих организаций, которой доверяют.
Беседу вела Мария Введенская


В начало

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ


На одной земле живем...

Террористы на Северном Кавказе погубили еще более трех десятков жизней невинных людей. Не знаю, есть ли предельные цифры жертв, необходимые для объявления национального траура. Но люди, что в субботнее утро вместе с детьми пришли на рынок курортного городка за продуктами, а получили осколок металла в висок, - всенародную боль заслужили...
На минувшей неделе в "Независимой газете" появилась статья Томаса Грэхема - бывшего высокопоставленного сотрудника американского Госдепа и возможного, о чем говорит аннотация, кандидата на пост посла США в Москве. Смысл статьи достаточно ясен: Россия теперь уже не та держава, с которой надо считаться, и впредь ей не на что рассчитывать, кроме как на удел третьестепенной страны, несмотря даже на ржавеющие где-то в далеких шахтах ракеты.
Действительно, обидно. Но проблема-то остается. И дело не только в сторонниках "однополярного мира" в новой вашингтонской администрации. Еще четыре-пять лет назад тот же американский дипломат, заведуя политическим отделом посольства в России, изрекал совсем иные сентенции, устанавливая взаимополезные контакты с нашим истеблишментом. Что же произошло? Всего лишь смена вех, перемена эпох, изменение ориентиров в геополитике обеих стран.
Переселившийся не по своей воле за рубеж политолог Игорь Малашенко посетовал в последней программе "Итоги" на взаимное разочарование России и Запада. Мол, тамошние разочаровались в наших, а наши - в тамошних.
Конечно, если понимать под разочарованием то обстоятельство, что мы не смогли в течение десятилетия раствориться в том самом Западе без остатка, а наши "оптимисты" разуверились в историческом лозунге "Запад нам поможет", - то так оно и есть. "Взаимное разочарование" - предтеча "холодной войны".
Но разве можно сводить все многообразие международных отношений к такому упрощенному и вечному для нас вопросу? Этой истории (во внятном, письменном виде) - уже несколько веков. А уж пару-тройку лет как-нибудь вытерпим.
Занятно, из самых разных источников - от Михаила Горбачева до Глеба Павловского - одновременно прозвучали успокоительные сигналы. Первый укоряет "любителей поиграть в ультрапатриотизм" и советует "успокоиться и посмотреть вперед". Второй призывает российских политиков "помочь США преодолеть синдром постсоветского глобализма".
Как известно, распад Советского Союза американские аналитики восприняли как конец "империи зла" и начало незамедлительного перехода новообращенных в "новую веру". С другой стороны, в либеральном российском истеблишменте возгорелась искра надежды на скорейшее слияние страны с западным миром (причем непременно в экстазе).
Тот факт, что ни то, ни другое не получилось, да и не могло получиться, не есть разочарование друг в друге. Это всего лишь признание исторических реалий. Ситуация со всей очевидностью требует определенного "снижения градуса".
Для Америки - это снятие налета "шапкозакидательства", преодоление жандармского синдрома, который сполна проявился в балканской истории двухлетней давности и последствий которого еще предстоит нахлебаться в ходе македонского конфликта.
Для нас же - опаснее всего было бы ввергнуть самих себя в пучину самодовольной изоляции, и наконец, того же "шапкозакидательства", которое неосмотрительно демонстрируют наши неизбежные партнеры.
Именно партнеры, и именно неизбежные. Потому что в этом мире деваться нам друг от друга некуда. На одной Земле живем. И попытка возврата к старой, давно изжитой парадигме ни к чему позитивному привести не может.
Владимир Сергеев


В начало

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


На уровне деклараций

Непосредственными результатами завершившегося парламентского квазикризиса стали новые усилия президентской администрации по созданию альтернативной "Единству" "партии власти". На прошлой неделе было зарегистрировано новое общественно-политическое движение "Народный депутат".
Правительство представило наконец основополагающий документ своей стратегии "Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу".
По мнению авторов "Основных направлений", Россия сегодня стоит перед выбором из трех возможных путей развития. Первый сценарий подразумевает уход государства практически из всех сфер экономической деятельности, открытие страны внешнему миру и приватизацию большинства социальных функций. Второй может быть связан с расширением прямого участия государства в регулировании экономических отношений; он подразумевает существенное увеличение сбора налогов и рост государственных инвестиций. Разработчики документа полагают, что этот сценарий не способен создать благоприятные условия для развития бизнеса. Однако такая точка зрения представляется весьма спорной. Повышение собираемости налогов в принципе не тождественно усилению налогового бремени. Скорее рост налоговых поступлений может быть достигнут путем преодоления "теневого" характера экономики, что следовало бы рассматривать в качестве приоритетного направления деятельности в современных условиях.
Оптимальным разработчикам "Основных направлений" представляется третий сценарий модернизации, "основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность".
Согласно документу к основным функциям государства относится поддержание макроэкономического и структурного равновесия там, где рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать. Можно констатировать, что фактически в основу программы положен известный тезис, характерный для идеологии правоцентристских, консервативных (христианско-демократических или народных) западноевропейских партий, о необходимости замены патерналистского государства субсидиарным.
Таким образом, по мнению авторов "Основных направлений", перед государством и обществом стоят следующие задачи: заключение нового социального контракта, осуществление реформы власти и проведение модернизации экономики.
Целью модернизации является обеспечение экономического роста, "устойчиво опережающего рост мировой экономики". Правительство планирует на ближайшее десятилетие рост ВВП примерно на 5% в год. Однако, как утверждает известный экономист, академик Дмитрий Львов, предложенные правительством меры способны реально обеспечить рост не более 1 - 2% в год.
По мнению ряда экспертов авторы документа на уровне фразеологии попытались преодолеть расхождения между либералами и сторонниками усиления государственного регулирования в экономике. Однако заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Андрей Исаев в понедельник на страницах газеты "Труд" уже высказал ряд существенных критических замечаний в адрес "Основных направлений", отметив, что "практическая часть программы вызывает немало вопросов".
Следует учитывать, что постепенно перестают работать конъюнктурные факторы экономического роста, характерные для предыдущего периода. Крайне далека от стабилизации ситуация в Чечне. Все более сильное давление оказывается на Россию со стороны США и Запада. В этих условиях достигнутая внутриполитическая стабильность может оказаться менее долговременной, чем ожидалось.
Группа политического анализа


В начало

ДУМА


ОВР отстаивает права отечественных производителей

23 марта состоялось очередное выездное заседание фракции ОВР. На этот раз по инициативе депутата В.Драганова встреча проходила с поддержавшими его на прошлых выборах избирателями Автозаводского избирательного округа №191 г. Москвы. Во встрече принял участие лидер "Отечества" Ю.Лужков.
Делегация во главе с руководителем фракции Е.Примаковым посетила находящиеся в Автозаводском округе завод "Московский подшипник" и Московский шинный завод. Эти заводы относятся к числу наиболее крупных предприятий отечественного машиностроения и в своей деятельности сталкиваются с проблемами, общими для большинства российских производителей, пристальное внимание к нуждам которых вообще характерно для фракции ОВР.
Как отметил в ходе встречи Евгений ПРИМАКОВ, "государство должно обеспечить максимально благоприятные условия для развития и деятельности отечественных производителей, создать благоприятную налоговую политику, помочь выйти российским предприятиям на внешний рынок, составить достойную конкуренцию зарубежным партнерам. Сегодняшняя встреча фракции ОВР с нашими избирателями носит непоказной характер. Мы готовы на высшем правительственном уровне поднять те проблемы, с которыми сталкиваются наши производители".
Юрий ЛУЖКОВ в своем выступлении назвал ситуацию в промышленности сложной. Стремление правительства провести очередной раунд приватизации, по его мнению, представляет собой очень опасный симптом. "Нашей фракции в этот раз удалось противостоять и отклонить те поправки в Закон о приватизации, которые предложило правительство. Мы не должны допустить очередное разбазаривание и разграбление государственной собственности", - подчеркнул лидер "Отечества".
Соб. инф.


В начало

У предательства нет будущего

На прошлой неделе средства массовой информации сообщили о переходе депутата Госдумы Игоря Лисиненко в состав фракции "Единство". Прокомментировать эту ситуацию мы попросили депутата Государственной Думы, руководителя Московского городского отделения "Отечества" Валерия РЯЗАНСКОГО.
- Игорь Лисиненко был выдвинут, поддержан и в значительной степени обязан своей победой на выборах в Государственную Думу Московской городской организации "Отечества". Его переход из фракции ОВР в "Единство" можно расценить как политически конъюнктурный шаг. Дело в том, что у нас во фракции сложилась творческая и демократическая обстановка. Если депутат не согласен с той или иной точкой зрения, существующей во фракции, он может ее изложить, получить право на свободное голосование. В данном случае объективных причин для перехода из фракции во фракцию нет. Значит, на языке политиков - это политическая конъюнктура, а на простом человеческом языке я называю это предательством.
- Как Вы считаете, какие могут быть перспективы у человека, который перебежал из одного лагеря в другой?
- Никаких. Это подтверждалось жизнью неоднократно. Поэтому мне очень жаль, что Лисиненко принял такое решение. Но он вправе определять свою собственную судьбу. А нам, как политической организации, надо делать выводы. Уход депутата лишний раз подтвердил тезис: мы должны скрупулезно и настойчиво выстраивать цивилизованную современную партийно-политическую систему, которая будет готовить к политической жизни и политической борьбе свои кадры. Только тогда мы можем быть уверены, что выдвинутый "Отечеством" кандидат будет следовать партийным принципам в политической жизни.
Соб. инф.


В начало

ГОЛОСА РЕГИОНОВ


Выборы

На состоявшихся 25 марта выборах Президента Республики Татарстан победу одержал поддержанный "Отечеством" М.Шаймиев, набравший 79,3% голосов избирателей.
Поддержанный "Отечеством" на выборах главы администрации Амурской области действующий губернатор А.Белоногов набрал 43,9% голосов, обеспечив себе таким образом участие во втором туре.
В Воронежской области в областную Думу при поддержке регионального отделения "Отечества" были избраны 7 депутатов. Депутатом муниципального Совета г.Воронежа стал председатель Совета Левобережного местного отделения "Отечества" Ф.Ковалев.
На выборах в Брянскую городскую Думу избрана член "Отечества", следователь РУВД М.Белоусова.
В Кировской области по предварительным данным в областную Думу избраны 4 поддержанных "Отечеством" кандидата; 3 сторонника нашей организации стали главами районов области. В состав Кировской городской Думы прошли 3 члена "Отечества".
В Ростовской области на выборах главы администрации Пролетарского муниципального образования победу одержал А.Кабанов, председатель Совета местного отделения "Отечества". На выборах представительных органов местного самоуправления депутатом Новочеркасской городской Думы при поддержке нашей организации избран А.Невеселов, возглавлявший до выборов Новочеркасскую Думу.
В это же воскресенье на выборах в Рязанскую областную Думу добилась успеха поддержанная региональным отделением Т.Панфилова, главный врач детской поликлиники. На повторных выборах депутатов Рязанского городского Совета избран выдвинутый "Отечеством" И.Яшин, специалист Рязанского нефтеперерабатывающего завода.
В Свердловской области на повторных выборах депутатов в Екатеринбургскую городскую Думу избраны 3 члена "Отечества", в том числе председатель Гордумы прошлого созыва Я.Силин.
На выборах в Смоленский городской Совет победил Г.Моисеенков, председатель местного отделения Ленинского района, директор экономической гимназии.
Соб. инф.


В начало

Спешите делать добро

Недавно в саратовском Клубе информационных технологий Молодежного союза Отечества принимали гостей. Воспитанники коррекционной (речевой) школы-интерната №1 г. Cаратова выглядели очень растерянными, когда переступили порог Клуба. Но уже через полчаса они полностью преобразились, почувствовав себя настоящими компьютерщиками.
Руководитель регионального отделения Молодежного союза В.Дегтярева познакомила ребят с работой Клуба. Затем каждый ребенок под руководством наставника попробовал свои силы в играх и даже в рисовании.
Расставаться не хотелось никому. Большинство ребят впервые общались с компьютером, для них это был настоящий праздник. А молодые "соотечественники" радовались, глядя в озаренные счастьем детские глазенки.
Нужно ли говорить, что вопрос о следующей встрече даже не поднимался: все единодушно решили, что воспитанники школы-интерната станут постоянными членами Клуба информационных технологий.
В.Дегтярева,
Саратов


В начало

Грани сотрудничества

Вот уже более двух лет крепкие узы сотрудничества связывают Калининградское отделение "Отечества" с местными ветеранами. Буквально с первых дней работы регионального "Отечества" в его ряды на правах коллективных членов вошло сразу несколько ветеранских организаций, но наиболее прочные связи установились с региональным Союзом ветеранов военной службы. Ветераны не только единодушно поддерживали на выборах различного уровня кандидатов от "Отечества", но и принимали самое непосредственное участие в работе наших избирательных штабов.
У калининградских "соотечественников" и ветеранов военной службы много общих дел. Совместными усилиями на базе ветеранского клуба регулярно проводятся различные культурные мероприятия, ведется целенаправленная работа с молодежью. А недавно на совместном заседании руководства регионального отделения "Отечества" и Союза ветеранов военной службы был рассмотрен проект по созданию на побережье Калининградского залива туристической базы или дома отдыха.
Уникальное географическое положение янтарного края, целебный климат, богатая природа и историческое прошлое региона издавна привлекают к нему внимание отечественных и иностранных туристов. Как умело распорядиться имеющимися ресурсами, найти надежных инвесторов, заручиться поддержкой областной администрации - вот о чем шел заинтересованный разговор на совещании руководящего актива двух организаций.
Уже в самое ближайшее время предлагаемый проект будет передан на рассмотрение губернатору Калининградской области. И есть реальная надежда на то, что скоро совместная программа калининградских "соотечественников" и ветеранов военной службы по созданию туристической базы на берегу Калининградского залива перейдет в практическую плоскость.
Ю.Ильин,
Калининград


В начало

Hosted by uCoz