Вестник Отечества официальный сайт "Отечества"
Официальный сайт "Отечества"

Печатный орган Политсовета Отечества
N 59

На главную страницу


ТЕМА НОМЕРА
НОВОСТИ
КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
ДОКУМЕНТ
ТРИБУНА
ГОЛОСА РЕГИОНОВ
Редакция газеты
Учредитель - Политсовет "Отечества"
Газета зарегистрирована Министерством РФ по делам печати
Регистрационное свидетельство № 77-1252 от 16 декабря 1999 г.
Шеф-редактор А.К.Исаев
Редактор Б.С.Романов
Отв.секретарь М.В. Введенская
Обозреватель Н.И.Дедков

Адрес редакции:
Москва, ул.Мосфильмовская, д.40
Тел. 788-6508
E-mail: press@otechestvo-hq.ru
При воспроизведении материалов ссылка на "Вестник Отечества" обязательна

Верстка сетевой версии: В.Б.Летаев vol@otechestvo-hq.ru


Свои отзывы, замечания и пожелания вы можете оставить в гостевой книге нашего сайта
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
ТЕМА НОМЕРА


Решая конкретные вопросы

Демократические перемены последних лет изменили всю политическую и экономическую систему России, однако по-прежнему остались неизменными пресловутый российский бюрократизм и коррупция госчиновников. Возможно ли избавиться от этих бед, какой должна быть политика государства? На эти и многие другие вопросы нашего корреспондента Марии Введенской отвечает председатель Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией, член фракции ОВР Николай КОВАЛЕВ.
Ковалев Н.Д. - Николай Дмитриевич, насколько пристальным будет внимание Комиссии по борьбе с коррупцией к процессам разработки и реализации законов, касающихся естественных монополий?
- В области законотворческой деятельности на Комиссию Госдумы по борьбе с коррупцией в числе прочих задач возложено комплексное исследование подготовленных законопроектов и действующего законодательства в целях выявления и устранения норм и положений, способствующих коррупции.
В рамках этой задачи проведение экспертизы законопроекта "О естественных монополиях" является для Комиссии одной из приоритетных работ, наряду с экспертизой законопроектов "О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества", "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках", "Об иностранных инвестициях", "О внешнеэкономической деятельности и внешней торговле".
Очевидно, что законопроект "О естественных монополиях" имеет огромное значение для создания оптимального экономического правового поля, так сказать, законных правил игры, при которых реформированная экономика нашей страны будет динамично и пропорционально развиваться, налоги - собираться, социальные, научные и оборонные задачи - решаться, а зарабатываемые монополистами капиталы - оставаться в стране и инвестироваться в ее экономику.
С точки зрения Комиссии по борьбе с коррупцией законопроект "О естественных монополиях" должен создавать максимум свободы инициативе частного предпринимательства для получения прибыли за счет оптимизации производства, а не монопольного раздувания цен, и вкладывания ее с минимальным риском в развитие отечественного производства, и минимум свободы - в попытках перекачивания полученной прибыли за границу для подпитки чужих экономик и создания "запасных аэродромов" для разного рода олигархов. Государственные контроль и участие в естественных монополиях должны обеспечить соблюдение интересов государства (полную уплату налогов и т.п.), эффективную законную деятельность частного предпринимательства, но не создавать действиями и количеством чиновников - представителей государства в монополиях условий, способствующих коррупции.
В сфере внимания Комиссии при экспертизе законопроекта "О естественных монополиях" будет также реализация объявленного Президентом РФ принципа равноудаленности олигархов от власти как важнейшего шага на пути полного искоренения преступной связки чиновничества и большого бизнеса.
- Во многих странах существуют законы, регламентирующие и регулирующие лоббистскую деятельность. Входит ли эта проблематика в сферу интересов и внимания возглавляемой Вами Комиссии?
- Лоббирование интересов различных лиц, политических и коммерческих групп в законодательных, исполнительных и судебных институтах власти - это "объективная реальность, данная нам в ощущениях". Оно существует независимо от нашего желания и осуществляется во всевозможных целях: либо "проталкивания" законов, выгодных какой-нибудь одной группе в ущерб другим, выделения кому-то незаслуженных, необоснованных льгот и преимуществ; либо принятия решений, на первый взгляд частных, но в конечном счете необходимых и выгодных всему обществу и государству.
Однако в настоящее время лоббирование основано не на законе, а на "полезных знакомствах" и деньгах, и чтобы понять это, нет необходимости обладать большим воображением. Поэтому представляется необходимым узаконить лоббирование как род предпринимательской деятельности (аналогичной адвокатской), ввести его в четкие рамки закона, обложить государственными налогами, что, на наш взгляд, позволит значительно снизить уровень коррумпированности, на котором в настоящее время осуществляется эта деятельность.
Таким образом, Комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией заинтересована и, безусловно, будет заниматься законопроектами, связанными с регламентацией лоббистской деятельности в нашей стране, обеспечением ее открытости, прозрачности для общества.
- Ироничный вопрос: Россию издавна называют бюрократичной и неповоротливой страной. Можно ли сказать, что коррупция в какой-то степени ускоряет принятие тех или иных решений, зависящих от госаппарата? Не сделает ли истребление коррупции государственную машину абсолютно неповоротливой?
- Если по справедливости, про русских говорят многое, в том числе и то, что они медленно запрягают, но быстро ездят. Так что и от звания "рекордсмена" в области бюрократизма и коррупции Россия успешно избавится, будьте уверены.
Кроме того, чиновничье мздоимство - не российское изобретение. С этой проблемой сталкиваются многие высокоразвитые страны. В 60 - 70-х гг. в ходе операции "Шейх и пчела" агентами ФБР было "отловлено" и затем уволено со службы более 200 крупных госслужащих и конгрессменов США. В результате операции "Чистые руки" в 1992 г. спецслужбы Италии не менее эффективно "почистили" от коррупционеров свои министерства и парламент, что положило конец сращиванию мафии и политической элиты этой страны.
Но в одном Вы правы. Действительно, за последние годы стала нормой готовность людей делать подношения чиновникам, для того чтобы, во-первых, ускорить решение интересующего их вопроса и избежать излишней волокиты и, во-вторых, в качестве естественной благодарности за услугу, которую чиновник и без того должен оказывать в силу своих служебных обязанностей.
Аналогичная картина - на любом другом чиновничьем уровне (таможня, ЖЭК, БТИ, различные регистрационные палаты и т.д. и т.п.). Таким образом, не вдаваясь в морально-этические и уголовно-процессуальные тонкости, ответ на Ваш вопрос однозначен: взятки, подношения чиновникам в конечном счете не ускоряют, а, напротив, замедляют принятие зависящих от них решений.
Что же касается "истребления коррупции", это очень привлекательная, но, к сожалению, несбыточная мечта. Достичь абсолютной победы над коррупцией невозможно даже в тоталитарном обществе, даже расстреливая (как в Китае) коррупционеров. Что уж тогда говорить о демократических государствах. Не совсем верно и то, что, если мы станем платить чиновникам высокие зарплаты, они перестанут брать взятки. Денег, как известно, много не бывает и всегда они нужны.
Борьба с коррупцией не может быть быстрой и разовой кампанией. Это должна быть целенаправленная политика государства, которую необходимо вести в тесном сотрудничестве с гражданскими институтами общества, средствами массовой информации, используя правовые, экономические и пропагандистские меры. И конечно же, победа над коррупцией (под которой мы понимаем максимальное снижение ее уровня) невозможна без того, чтобы каждый гражданин нашей страны отказался от намерения ускорить решение важного для него вопроса путем вручения чиновнику не заработанных последним денег.
- Николай Дмитриевич, недавно фракция ОВР совершила визит в Самару. Вы входили в состав делегации. Прокомментируйте, пожалуйста, итоги этой поездки.
- Для каждого депутата Госдумы регулярная работа в регионах, особенно с избирателями, является важнейшей составной частью его деятельности.
Поездки же в составе делегаций по другим регионам страны позволяют депутатам расширить кругозор своих знаний о стране, её экономике, людях. Очень важен обмен опытом работы - весьма многие вопросы и парламентской деятельности, и налаживания экономики в ряде регионов решаются более успешно.
В ходе поездки нашей делегации в Самару решались конкретные проблемы, в частности изучался вопрос о целевом расходовании выделенных региону из государственного бюджета денежных средств и о возможном "уходе их из-под контроля".
Для меня оказалась новой и достаточно интересной проблема финансирования мероприятий по призыву на действительную военную службу. В соответствии с бюджетом денежные средства на эти мероприятия выделяются Министерству обороны РФ. Однако основные и достаточно дорогостоящие проблемы по призыву - организация работы сборных пунктов, осуществление комплексных осмотров медицинскими комиссиями, формирование воинских команд, их доставка на вокзалы и аэропорты и т.п. - решаются на уровне призывных комиссий за счет местного весьма скудного бюджета. Это несправедливо, и необходимо принимать меры по пропорциональному перераспределению выделяемых на призыв средств.

В начало

Кто работает, тот...

На прошлой неделе Госдума единогласно поддержала проекты поправок в законы "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и "О государственных пенсиях", в разработке которых приняли участие депутаты фракции ОВР А.Исаев, В.Рязанский и др.
Принятые в первом чтении поправки в федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" предоставляют низкооплачиваемым категориям бюджетников возможность получать пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента пенсионера, а также восстанавливают включение в трудовой стаж при расчете пенсий так называемые нестраховые периоды (учебу в ВУЗах, средних специальных учебных заведениях, период ухода за ребенком, службу в армии, т.е. все периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд).
Законопроект включает в общий трудовой стаж нестраховые периоды тех категорий граждан, которым пенсия исчисляется по закону "О порядке исчисления и увеличения государственынных пенсий".
Правительство РФ выступило против принятия данных поправок, т.к. на их реализацию необходимы дополнительные средства, не предусмотренные в бюджете Пенсионного фонда РФ на 2001 г. Несмотря на это, в поддержку законопроектов высказались все фракции и группы, за исключением неголосовавших ЛДПР и "Единства". "За" проголосовало 350 депутатов, "против" - 0, никто не воздержался. Даже в составе "Единства" нашлось 17 человек, проголосовавших "за".
По материалам пресс-службы ОВР


В начало

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ


Надоело!

Вот уж что надоело, так это третью неделю подряд слушать о думско-правительственном кризисе и о его персонажах. Газетные и электронные обозреватели "всю грудь истоптали" рассуждениями и прогнозами, которые мало чем отличаются друг от друга.
И не потому, что плагиат, - просто на-до-е-ло!
Как вспомнишь устрашающие заявления некоторых "лидеров" про грядущий роспуск Думы, а потом выслушаешь, что это была всего лишь "наша политическая комбинация" или "политический фарс", - аж дух захватывает.
Какой же политический простор для вероятных комбинаций предоставляют действующие политтехнологи для завербов... (пардон, для задействованных) персонажей из текущей и проистекающей политтусовки!
А ведь всего-то: блеф вперемешку с распространенными мифами о всемогуществе тех или иных группировок, временно приближенных к власть имущим (так и тянет уточнить - "временно приближенным"...).
Кстати, в истории отечественного парламентаризма такое уже было. Правительственная фракция "Наш дом - Россия" трижды (!) меняла своего лидера. Однажды - не слишком далекого, но симпатичного Сергея Беляева. Вдругорядь - умного, но не очень симпатичного Александра Шохина. В третий раз - вновь симпатичного и даже, по признаниям общественности, неглупого, но излишне молодого Владимира Рыжкова.
Почему меняли - понять трудно. Так же, как и трудно понять перипетии изменения позиции фракции "Единство" по отношению к вотуму недоверия правительству.
В НДР все определял премьер Виктор Черномырдин. Не понравился Беляев - давай Шохина. Не подошел Шохин - пусть будет молодой Рыжков.
Но теперь-то как?
Не подошел (точнее, засветился на "не тех" хозяевах) подтянутый и седовласый лидер фракции, а где смена? Может быть, это вовремя заявившая "правильную" позицию первый вице-спикер от фракции? Но справедливо ли сравнивать нынешнее "Единство" с прошлым НДР?
Несомненно да. Кстати, быть в оппозиции, пускай и даже особенно цивилизованной, - куда выгоднее и проще, чем изображать правительственную лояльность. И когда наши коллеги изобразили неудачную "оппозиционность", то ею же и поперхнулись - как будто куриной косточкой на торжественном обеде по поводу юбилея местного городового...
А что же на братской Украине? Что можно сказать о трогательном единении прямо противоположных политических сил, включая крайне националистическое УНА - УНСО, левых социалистов и "Батькивщину", вокруг "комсомолки, спортсменки и просто красавицы" Юлии Тимошенко?
Наша южная соседка последовательно (а кое-где и параллельно) испытывает все прелести постсоветского развития России последнего десятилетия - и палаточные городки, и манифестации. И, конечно, не дай им бог стрельбу из пушечек по законному парламенту.
В нашу задачу не входит какая-либо поддержка противоборствующих политических сил Украины (слишком жива воля русскоязычного населения Крыма отстоять свои права). Нас волнует скорее возможность сопоставления политической ситуации в России и на Украине.
Итак: и здесь, и там нелегкое экономическое положение (на Украине - хуже, в России - лучше); и здесь, и там распря в парламенте и сложное отношение к правительству.
Но... разное отношение к президенту.
А главное - разделение политических сил по неожиданным системам координат.
Кто на Украине мог бы помыслить, что ультранационалисты встанут в один ряд с русскоязычными социалистами?
А вот наша КПРФ уже давно дружит с антикоммунистическими "патриотами".
А пока нас со страниц павлoвского сайта, несмотря ни на что, убеждают в необходимости перевыборов Думы в 2001 г. и в том, что это - "самое лучшее" для власти и главное - для народа...
Владимир Сергеев


В начало

ПОЛИТСОВЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

"О ходе проведения отчетно-выборной кампании
в местных и региональных отделениях ОПОО "Отечество"

1. Записку "О ходе проведения отчетно-выборной кампании в местных и региональных отделениях ОПОО "Отечество" и информацию Секретаря Политсовета Царегородцева А.Н. принять к сведению.
2. Отметить достаточно высокий организационный уровень подготовки и проведения собраний в большинстве местных и региональных отделениях.
3. Рекомендовать Советам региональных и местных отделений ОПОО "Отечество" при подготовке собраний и конференций активнее привлекать к их участию коллективных членов Организации.
4. Региональным и местным отделениям активно использовать отчетно-выборную кампанию для подготовки к Третьему съезду и переходу Организации к политической партии:
- организовать обсуждение материалов отчета Центрального Совета к Съезду;
- продолжить дискуссию о путях перехода к политической партии, разработать практические меры, позволяющие оперативно организовать работу по формированию партийных структур;
- оперативно информировать членов "Отечества" о деятельности центральных органов Организации, содействовать распространению в местных отделениях "Вестника "Отечества", вести целенаправленную работу со СМИ по освещению проходящих отчетно-выборных собраний;
- завершить аттестацию руководящих кадров;
- при избрании нового Совета и Контрольно-ревизионных органов обратить особое внимание на включение в их состав членов Организации, готовых активно работать по созданию политической партии на базе "Отечества". Вовлекать в эту работу руководителей молодежных организаций "Отечества";
- совместно с Контрольно-ревизионными комиссиями региональных отделений принять меры к организации систематической работы контрольно-ревизионных органов местных отделений;
- обобщить предложения и критические замечания, высказанные в ходе отчетно-выборной кампании, и направить их в адрес рабочего аппарата Политсовета.
5. Обратить внимание региональных отделений Удмурдской Республики, Красноярского края, Иркутской области на необходимость строгого соблюдения сроков проведения отчетно-выборной кампании, установленных Постановлением Секретариата Политсовета от 27.11.2000 года.
6. Организационному отделу продолжить работу по оказанию организационно-методической помощи в проведении отчетно-выборной кампании и направить в региональные отделения Записку "О проведении отчетно-выборной кампании в местных и региональном отделениях ОПОО "Отечество" Ленинградской области".
Секретарь Политсовета А.П.Владиславлев


В начало

ТРИБУНА


Путь к процветанию

14 марта в Московском Доме общественных организаций прошла научно-практическая конференция "Россия в меняющемся мире: путь к процветанию". Участниками конференции стали видные российские ученые: член-корреспондент РАН и депутат Госдумы А.Кокошин, академики РАН А.Некипелов, В.Ивантер, Д.Львов, Н.Шмелев, гости из стран Западной и Восточной Европы, депутаты Государственной Думы.
"Проведение конференции, - как отметил А.Кокошин, - вызвано острой необходимостью внесения в среднесрочную программу правительства существенных корректив, касающихся научно-промышленной политики, использования человеческого капитала и др. Сегодня появилась весьма тревожная тенденция развития российской экономики. Мы вступаем в пору стагнации, а это хуже, чем кризис, который заставляет мобилизоваться, искать интеллектуальные альтернативы. Поэтому, если сейчас правительство не сделает ничего для возрождения промышленности, высоких и средних технологий, для увеличения платежеспособного спроса населения, страна в ближайшее время войдет в глубокий кризис.
Некипелов А.Д. Фракция ОВР на основе одобренных конференцией предложений должна добиваться решительного изменения отношения правительства к реальному сектору экономики и наукоемким отраслям производства, науке, образованию. Что-то можно будет исправить в нынешнем бюджете, но главное - сформировать достойный бюджет 2002 г.".
Результатом работы коллектива известных ученых-экономистов станет выработка концепции экономической политики, которую "Отечество" намерено предложить в качестве альтернативы программе Грефа. О главных принципах этой новой концепции, ее базисных ценностях рассказывает директор Института международных экономических и политических исследований РАН, академик Александр НЕКИПЕЛОВ.

По просьбе руководителей "Отечества" мы подготовили научный доклад, в котором постарались высказать свое понимание стратегических задач, стоящих перед страной.
Многие из нынешних экономических проблем очевидны. Несмотря на то, что после 1999 г. удалось добиться стабилизации экономики и даже наблюдается экономический рост - а это большое достижение после жесточайшего августовского обвала 1998-го, - все понимают, что страна нуждается в некотором стратегическом видении. В 2000 г. исполнительная власть начала разработку среднесрочной программы - программы Грефа, а не так давно была выдвинута альтернативная программа, предложенная губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым. К сожалению, факторы, на которых основано улучшение экономической ситуации, носят краткосрочный характер. Поэтому если мы сейчас не перейдем в режим нормального экономического роста, то многие проблемы прошлого могут повториться.
Наша банковская система в ходе экономического кризиса действительно была сильно подорвана, и банки у нас сейчас слабые (достаточно сказать, что капитализация всех российских банков меньше, чем такого крупного банка, как "Чэйз Манхэттен бэнк"), но тем не менее и в этих условиях мы сталкиваемся с удивительным обстоятельством: банки не знают, куда девать деньги. Они слабые, но у них нет проблемы нехватки денег, у них есть проблема, как их потратить. И вся наша экономика соткана из подобных парадоксов. Существует большое искушение попытаться решать эти задачи в лоб. Например, заставить банки инвестировать промышленность, а не держать деньги на счетах в Центробанке.
Главная проблема, которая стоит перед нами, - это перевод нашей экономики в нормальный рыночный режим функционирования, чтобы она естественным образом реагировала на стандартные меры экономической политики. И в этом смысле можно во многом согласиться с теми положениями, которые достаточно подробно прописаны в среднесрочной программе правительства.
Однако у нас существуют очень серьезные проблемы нерациональной конфигурации прав собственности, неправильных с точки зрения стандартов нормальной рыночной экономики взаимоотношений между собственниками, менеджментом и наемными работниками. Мы считаем, что программа совершенствования корпоративного управления - одна из важнейших. Без ее решения невозможно уйти от растаскивания активов, когда либо менеджмент, либо так называемые стратегические инвесторы заняты не решением созидательных задач, а озабочены уводом соответствующих активов внутри страны или за рубеж.
Не менее важным является решение проблем, связанных с государственной собственностью. Нынешние дебаты по поводу реструктуризации естественных монополий только подчеркивают их актуальность. Мы видим, что фактическое отсутствие нормального режима управления активами, принадлежащими государству, приводит к деформации поведения менеджмента и всех других участников хозяйственной жизни. С нашей точки зрения проблема нормального управления государственной собственностью носит системный характер, и ее решение чрезвычайно важно именно для того, чтобы перевести нашу экономику из ситуации растаскивания и проедания в режим созидания. Нам кажется, что необходимо идти путем создания государством инвестиционно-холдинговых компаний, которые управляли бы государственной собственностью в рыночном режиме. Необходимо добиться того, чтобы органы государственной власти вели себя в соответствии с правилами рыночной экономики. Это означает, что в принципе не должно быть такого явления, как государственные неплатежи.
Думаю, что в среднесрочной программе правительства, которая пока еще не утверждена, есть базовое противоречие между целями, которые мы разделяем (а как можно не разделять цели модернизации нашей экономики, ухода от топливно-сырьевой специализации и улучшения социального климата), и теми средствами либеральной политики, которыми эти задачи предлагается решать.
Нашим высокотехнологичным видам производств, нашей науке в последние годы был нанесен огромный урон. И от ответа на вопрос, хотим мы или нет, чтобы Россия в будущем была державой, у которой есть высокие технологии, серьезная наука, или нет, зависит решение вопроса, нужна ли нам научно-промышленная политика. Чисто абстрактно можно представить, что мы могли бы жить на сырье (к счастью, этим Бог Россию не обделил) и на создающихся вокруг него производствах. Более того, можно себе представить, что и при либеральной политике в течение краткосрочного или даже среднесрочного периода можно жить лучше. Но без ясных перспектив в будущем.
Проведение активной промышленной политики требует определенных жертв со стороны общества. Но готово ли оно принести эти жертвы? Речь не идет о том, что уровень жизни должен снизится, но динамика роста на какой-то период может быть немного ниже, чем она была бы, если опираться исключительно на сырьевые ресурсы. Однако нам представляется несомненным, что на основе сугубо либеральной политики невозможно решить стратегические задачи создания современной экономики и социальные проблемы сегодняшней России.

В начало

ГОЛОСА РЕГИОНОВ


Новые победы на выборах

18 марта в Московской области состоялись дополнительные выборы депутата Государственной Думы Российской Федерации по Коломенскому одномандатному избирательному округу № 106. При поддержке местного отделения "Отечества" победу одержал Г.Гудков, президент объединения структур безопасности "Оскордъ-Еврогард", за него отдали голоса 43,6% избирателей. В выборах приняли участие 28,5% избирателей.
В эти же выходные состоялись выборы мэра г. Омска. При поддержке "Отечества", набрав 58% голосов, победил Е.Белов - генеральный директор ОАО АК "ОмскЭнерго". Совет регионального отделения Омской области оказывал организационную и информационную поддержку, во все избирательные комиссии были назначены представители и наблюдатели от "Отечества".
На выборах мэра г.Обнинска, Калужской области, также победил наш кандидат - вице-мэр города И.Миронов, получивший 59,8% голосов избирателей. Накануне выборов лидер "Отечества" Ю.Лужков обратился к обнинцам с предложением поддержать кандидата от нашей организации. Обращение было опубликовано в местных СМИ. Активисты обнинского отделения обеспечивали организационную и информационную поддержку в ходе избирательной кампании.
Соб. инф.


В начало

Hosted by uCoz