Вестник Отечества официальный сайт "Отечества"
Официальный сайт "Отечества"

Печатный орган Политсовета Отечества
N 54

На главную страницу


ТЕМА НОМЕРА
НОВОСТИ
КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ДУМА
ЭКОНОМИКА
ГОЛОСА РЕГИОНОВ
Редакция газеты
Учредитель - Политсовет "Отечества"
Газета зарегистрирована Министерством РФ по делам печати
Регистрационное свидетельство № 77-1252 от 16 декабря 1999 г.
Шеф-редактор А.К.Исаев
Редактор Б.С.Романов
Отв.секретарь М.В. Введенская
Обозреватель Н.И.Дедков

Адрес редакции:
Москва, ул.Мосфильмовская, д.40
Тел. 788-6508
E-mail: press@otechestvo-hq.ru
При воспроизведении материалов ссылка на "Вестник Отечества" обязательна

Верстка сетевой версии: В.Б.Летаев vol@otechestvo-hq.ru


Свои отзывы, замечания и пожелания вы можете оставить в гостевой книге нашего сайта
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
ТЕМА НОМЕРА


На принципах демократии и солидарности

На прошлой неделе в Госдуме состоялось первое чтение законопроекта "О политических партиях", которому предшествовали долгие обсуждения и дебаты. Парламентарии приступили к рассмотрению закона, который будет определять их будущее и будущее всей политической системы страны. Однако с принятием закона меняются основные "правила политической игры". Перед общественно-политическими организациями встает задача преобразования в партии. Собственные приоритеты в реорганизации сложившейся структуры должно определить и "Отечество". О том, какие цели сегодня стоят перед нашей организацией, о первоочередных задачах в этих условиях рассказывает руководитель Уставной комиссии организации, секретарь Политсовета Виктор МИШИН. Мишин В.М.
- Виктор Максимович, в Политсовете "Отечества" Вы возглавляете комиссию по организационно-партийной работе и региональной политике. Какие задачи сегодня стоят перед комиссией?
- Последние полгода главным направлением в работе комиссии было формирование концепции партийного строительства и устава партии. Скрупулезная и активная работа над вопросами преобразования в партию, создания проекта устава и концепции партстроительства была обусловлена общероссийскими тенденциями реформирования всей политической структуры.
Сегодня на территории РФ зарегистрировано около 1000 общественно-политических объединений. Большинство из них существует в анабиозном состоянии и выходит из "спячки" только накануне парламентских и президентских выборов. Государство финансирует участие этих организаций в выборах из своего бюджета, но, как показывает практика, многие не преодолевают 2-процентного барьера, самораспускаются и не возвращают в казну выделенные средства. Необходимостью введения в цивилизованные рамки общественно-политической жизни страны было продиктовано решение Президента РФ о внесении в Госдуму проекта закона о политических партиях, который сегодня серьезно прорабатывается нашими парламентариями.
"Отечество" поддерживает шаги президента в этом направлении и само становится активным участником происходящего процесса. Участвуя в обсуждении закона, "Отечество" ведет активную работу и по подготовке устава собственной партийной структуры.
- А каким было участие регионов в подготовке проекта нового устава?
- В нашу комиссию вошли депутаты фракции ОВР, видные политические деятели - члены "Отечества", представители региональных отделений организации. Не для формы, а по существу мы стремились к тому, чтобы обсуждение проекта устава было как можно более демократичным.
Были проведены научно-практические конференции по вопросам партстроительства. Из регионов поступило свыше 300 поправок и предложений к концепции и проекту устава. С нами работал широкий круг ученых, специализирующихся на вопросах партийного строительства, из Академии госслужбы, Института молодежи. Были проанализированы уставные документы многих партий как российских, так и зарубежных: социал-демократов Западной Европы, партий Японии, американских демократов и республиканцев. В результате получился документ, учитывающий наши исторические традиции, специфику и самобытность, с одной стороны, и передовой опыт партийного строительства за рубежом - с другой.
- Что в уставе требовало наибольшего внимания и проработки?
- За время существования "Отечества" мы сумели выстроить серьезную структуру. В 88 регионах работают отделения нашей организации, у нас около 2,5 тыс. местных отделений. Региональные руководители "Отечества" стали заметной частью местной политической элиты. Поэтому наиболее серьезный блок вопросов при создании устава партии был в первую очередь связан с регламентацией деятельности региональных и местных отделений, взаимоотношений Центра и регионов.
Отечественная история показала, что для создания сильной лидирующей партии идеален устав КПСС, основанный на принципе демократического централизма. Однако сегодня ни одна политическая организация не сможет стать популярной, если будет провозглашать принцип подчинения меньшинства большинству. Поэтому, создавая проект устава "Отечества", мы стремились к декларированию принципа солидарности, но в то же время, если мы хотим создать эффективно работающую и стройную партийную структуру, внутренние взаимоотношения должны быть очень четко регламентированы. Необходимо вычленить те направления, которые являются прерогативой местных и региональных организаций, и те, что остаются в ведении центральных органов.
В то же время в уставе нашей организации важно сочетать дисциплину и как можно более широкую демократию и самодеятельность. Но любое решение вышестоящего органа, особенно по принципиальным вопросам, должно приниматься на основе максимального учета мнений местных и региональных организаций. Этого принципа мы и придерживались до сих пор. На региональных выборах всех уровней Политсовет в первую очередь учитывал мнение региональной организации по поддержке того или иного кандидата.
- Как Вы оцениваете судьбу подготовленного комиссией документа?
- Как мне кажется, закон о партиях для Думы входит в число приоритетных. Документ достаточно быстро был принят в первом чтении, поскольку вырабатывался при широком обсуждении, в демократической обстановке. После окончательного принятия закона мы готовы вынести новый устав "Отечества" на обсуждение съезда, дополнить его положения необходимыми поправками для прохождения в Минюсте. Так что сегодня можно сказать, что мы находимся в положении низкого старта: устав готов, делегаты на съезд избраны, и после принятия закона о партиях "Отечество" может готовиться к проведению съезда.
Новый устав предполагает возможность сохранения правопреемственности при переходе от организации к партийной структуре, даже независимо от того, будет ли организация преобразована в партию или же партия будет создана с сохранением организации. Кстати, этот вопрос один из самых принципиальных.
- Не повторит ли дублирование "Отечества" в качестве партии и организации предвыборную ситуацию, когда был создан штаб и работала сама организация?
- Такая возможность есть. Поэтому наиболее оптимальный вариант - это трансформировать организацию в партию с сохранением названия, эмблемы, имущества. И, обеспечив правопреемственность, сформировать общественную организацию как один из рычагов работы партии в массах. Тогда у организации сохраняется возможность коллективного членства.
- Виктор Максимович, Ваш прогноз: сколько существующих сегодня общественно-политических организаций трансформируется в партии?
- Сегодня и государство, и общество заинтересованы в наведении порядка в общественно-политической жизни. Поэтому наиболее оптимальное, на мой взгляд, количество партий - не больше 5 - 7. Говорить как о реальных партиях можно только лишь о КПРФ, ЛДПР, и, без ложной скромности, к ним можно отнести "Отечество". У других организаций до сих пор нет реальной общероссийской партийной структуры.
Обсуждаемый закон о политических партиях требует от организаций не менее 10 тыс. членов в 50 регионах.
"Яблоко", СПС и "Единство" формально, может быть, таким ресурсом располагают или же приобретут его, используя административные возможности, таким образом войдя в число наиболее реальных партийных структур. В том случае, если примут вариант мягкого перехода от общественно-политической организационной структуры к партийной, в течение двух лет у нас может появиться около 30 партий, но большинство из них до выборов 2003 г., на мой взгляд, не доживет.
Беседу провела Мария Введенская


В начало

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ


Странное размножение

Политическая жизнь страны развивается в последнее время, как это было принято говорить на советско-космическом жаргоне, "штатно".
Предсказываемого ажиотажа вокруг принятия Думой в первом чтении закона о политических партиях так и не случилось. Хотя что ж тут странного? Упорядочения партийного "хозяйства" внятные политические силы ожидали давно. Разумное ограничение числа партий с помощью установления обязательного минимума зарегистрированных членов претило разве что окончательным маргиналам. Спорным, конечно, выглядит позаимствованное из европейского опыта бюджетное финансирование парламентских партийных объединений. Но ведь и всерьез воспринимать прибыток в 26 копеек на избирательскую душу, который предполагает законопроект, вряд ли стоит.
Что, скажем, для Союза правых сил при их, округленно говоря, пятимиллионном электорате расчетное госфинансирование? Всего-то немногим больше 40 тыс. долларов. Столько стоит по нынешним расценкам одно маленькое и не очень репрезентативное социологическое исследование. Пустяки, да и только. А если очень уж захочется "сохранить лицо", то можно и отказаться от бюджетных денег. Хотя, кто же от живых-то денег отказывается...
Вместе с тем российское партийное строительство набирает обороты. Заявили о стремлении создать партию депутаты из "Народного депутата" (прошу прощения за тавтологию). Антураж (да и аудитория) аналогичны селезневской "России" - Колонный зал и знакомые все лица позднекомсомольского призыва. То ли "политический класс" у нас оскудел, то ли массовка одна и та же...
Однако в сегодняшнем случае настораживает одно: при относительной стабилизации и укреплении власти происходит несколько странное "почкование" политических сил, претендующих на роль "надежи и опоры" власти. Здесь и "единственный" правый центр, и "российские" левоцентристы Селезнева, и просто центристы с "патриотическим" уклоном под предводительством Геннадия Райкова.
Собственно говоря, причину столь широкого плюрализма современных "партий власти" угадать не так уж трудно. Просто сама власть не может принять решение опереться на какой-то один из радушно предлагаемых партийных институтов. И тот будто бы хорош, и этот. А все равно - боязно. И, думаю, понятно почему.
Ни за одним из упомянутых течений (о "партиях" пока что умолчим) нет внятной, четко очерченной социальной базы, а значит, и политической поддержки. Один сплошной так называемый "административный ресурс". А он хорош в скоротечной кампании. Но быстро выдыхается в рутинной жизни. Очень хорошо показывает это пример приснопамятного "Нашего дома - России", да и теперешнего "Медведя", который до ужаса напоминает эндээровские структуры, ютившиеся на базе региональных администраций при финансовых вливаниях из лояльных банков.
Кстати, руководство "Единства" пытается сломать привычный имидж "партии власти", за что депутатов одноименной фракции недавно слегка пожурил представитель президента в Думе Александр Котенков. Оказывается, не так все просто во взаимоотношениях фракции с полномочными президентскими структурами в нижней палате парламента. Выяснилось, что позиция правительства должна быть путеводной звездой для фракции "Единство", которой не позволительно отклоняться от генеральной линии.
И тем не менее будем надеяться, что принятие многострадального Закона "О политических партиях" станет одним из шагов в становлении реальной, а не мнимой многопартийной системы.
Владимир Сергеев


В начало

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


Прополка на политическом поле

На минувшей неделе предложенный президентом проект Закона "О политических партиях" был одобрен Государственной Думой в первом чтении.
Концепция законопроекта делает неизбежным вхождение множества мелких партий в более крупные или их самороспуск с последующим созданием новых политических партий. В связи с этим заслуживает внимания мнение ряда экспертов, что данный законопроект, еще не будучи законом, уже реально активизировал и оживил политическую жизнь страны.
Еще задолго до рассмотрения в Государственной Думе законопроект получил поддержку лидеров ведущих фракций. Несмотря на то, что перед самым голосованием КПРФ внезапно решила выступить против, а помимо президентского на обсуждение были вынесены еще четыре альтернативных проекта, ни у кого не было сомнений, что именно этот законопроект пройдет в первом чтении, что и случилось. Это понимали и авторы альтернативных законопроектов, для которых их представление было своеобразным пиаровским ходом, направленным на привлечение внимания к соответствующим политическим организациям.
Экспертное сообщество в целом достаточно позитивно отнеслось к стремлению президента упорядочить политическое пространство и придать новый импульс процессу самоорганизации политических партий. Как показал опыт последних лет, без активного участия государства процесс становления гражданского общества идет вяло. Естественный процесс структурирования политического пространства не имел особых перспектив не в последнюю очередь вследствие политических амбиций лидеров мелких партий. В то же время сама возможность развернуть политическую партию при относительно небольших затратах нередко оборачивалась созданием организаций-фантомов без какой-либо идеологии, предназначенных для лоббирования определенных частных интересов.
Основными оппонентами президентского законопроекта оказались политики, которым было что терять после его принятия. Будучи лидерами мелких партий, они вступали в этом качестве в разнообразные политические коалиции, причем нередко прямо противоположные по своей идеологии и политическим задачам. Данный закон предполагает большую политическую ответственность. Известно, например, что на Западе политик может поменять партию не более одного раза в жизни, причем этот шаг оставляет очень серьезный отпечаток на его политической биографии.
Вряд ли правы те, кто утверждает, что речь идет о формировании двухпартийной системы. Конечно, двух- и даже "полуторапартийные" системы (партия власти и партия системной оппозиции) исторически сыграли определенную позитивную роль, например в послевоенной Японии или в Мексике. Однако нет оснований полагать, что с принятием данного закона исчезнут все партии, за исключением "Единства" и КПРФ. "Отечество", СПС, "Яблоко" и ряд других действующих политических организаций вполне способны преобразоваться в партии, целиком отвечающие устанавливаемым законом требованиям.
Сегодня речь идет фактически лишь об одобрении концепции данного закона, поскольку во втором и третьем чтениях в него могут быть внесены поправки, в том числе учитывающие мнения его критиков.
Группа политического анализа


В начало

ЭКОНОМИКА


Государство и бизнес

Одной из важнейших проблем, по которой президенту Путину действительно предстоит определиться, является поиск новой парадигмы взаимоотношений между государством и крупным бизнесом. Речь, прежде всего, идет об обеспечении сбора налогов, и главным образом с экспортных отраслей.
Актуальность данной проблематики прекрасно понимают как в России, так и на Западе. "Налоги и сборы, - пишет немецкая газета "Вельт", - идут мимо государственной казны. В этой "теневой экономике" чиновники министерств и ведомств действуют заодно с мафиози. В такой ситуации любое рассуждение о рыночном регулировании теряет всякий смысл. Вполне логично, что большая часть прибыли, полученная в "теневом" секторе, сразу же оказывается за границей". Западные наблюдатели подчеркивают, что при положительном сальдо торгового баланса в 60 млрд. долларов бюджет России крайне недостаточен именно по причине неспособности правительства собрать налоги даже в условиях исключительно благоприятной конъюнктуры на мировых рынках.
В прошедшем году цены на энергоносители оказались неожиданно высокими: средняя цена российской нефти "Urals" составила 27 долларов за баррель, что на 10 долларов больше, чем в 1999 г. За 2000 г. крупнейшие российские нефтяные компании получили порядка 8 млрд. долларов чистой прибыли. Имеются данные, что за счет занижения в своих отчетах продажной цены нефтяными компаниями было дополнительно получено и укрыто за границей от 4 до 7 млрд. долларов.
В этих условиях зарубежным кредиторам трудно поверить, что Россия и в самом деле не в состоянии отыскать 3,5 млрд. долларов для выплаты долгов Парижскому клубу. Они утверждают, что только за счет своевременного поднятия экспортных пошлин на нефть российское правительство могло бы собрать в бюджет необходимые средства.
Однако любые попытки давления правительства на нефтяную отрасль вызывают весьма эффективное противодействие со стороны лоббистов нефтяных компаний. То же самое можно сказать и про другие экспортные отрасли.
Хотя налоговые планы правительства выглядят более чем скромно, представители крупного бизнеса уже дали понять, что их они все равно не устраивают. По словам бизнесменов, сегодня происходит ужесточение налогообложения прибыли, ликвидируются инвестиционные льготы, что может отрицательно сказаться на перспективах развития крупных компаний. В целом же, как представляется, "наступление" президента на крупный бизнес, предпринятое на первом этапе его пребывания у власти, пока ощутимых результатов не принесло.
Группа политического анализа


В начало

ГОЛОСА РЕГИОНОВ


Обсуждение продолжается

Более 60 общественно-политических объединений действует сегодня в Астраханской области. Наиболее влиятельные из них делегировали своих представителей на заседание "круглого стола", организованного областным представительным собранием для всестороннего обсуждения законопроекта "О политических партиях". В заседании приняли участие ведущие политические партии и движения: "Отечество", СПС, КПРФ, "Яблоко" и другие региональные общественные организации.
Организаторами "круглого стола" был задан деловой тон обсуждения, перешедшего в дискуссию по поводу конкретных положений закона о финансировании, о форме регистрации партий, о критериях их численности и т.д. Наряду с официальным проектом, собравшиеся обсудили и дали оценку другим, неправительственным вариантам закона.
Единодушным было мнение о том, что партия может быть создана и в отдельно взятом регионе, а если ее идеи не найдут поддержки у широких слоев населения, то она отомрет сама собой. Участниками "круглого стола" был подвергнут аргументированной критике принцип "разрешительности" в регистрации партий. Было высказано мнение, что это может привести к тотальному контролю со стороны государства за политическими партиями. Представители политических объединений Астрахани считают, что партии обязаны только информировать власть о своем создании.
Состоявшаяся дискуссия была довольно бурной и интересной. В результате астраханские политики пришли к выводу, что ко второму чтению в Думе надо подготовить ряд замечаний и предложений, выработать которые решено уже на следующей встрече, 9 февраля.
Ю. Иванов,
Астрахань


В начало

ГОЛОСА РЕГИОНОВ


Когда объединяются политики

Накануне выборов главы администрации Волгоградской области в декабре прошлого года демократические силы региона для консолидированного противостояния прокоммунистическому губернатору Ю. Максюте создали Ассоциацию общественных политических объединений. В состав Ассоциации вошли областные и городские отделения 14 общественных и региональных организаций: "Отечества", "Демократической партии России", "Союза Труда", Движения женщин России, "Яблока", "Духовного наследия", СПС, "Партии пенсионеров" и др.
Несмотря на завершение избирательной кампании, Ассоциация продолжает свою деятельность. Сохраняя организационную и политическую автономность, вошедшие в Ассоциацию общественно-политические организации участвуют в совместной работе на принципах добровольности, равноправия, гласности и законности.
Деятельность Ассоциации направлена на решение наиболее актуальных задач по упрочению политической стабильности, укреплению правопорядка, подъему экономики, обеспечению социальных гарантий граждан и повышению жизненного уровня населения Волгоградской области. Она оказывает содействие областным органам власти в проведении политики, способной обеспечить в регионе гражданский мир и межнациональное согласие, участвует в разработке и реализации программ общественного и социально-экономического развития Волгоградской области.
На одном из заседаний членами Ассоциации был рассмотрен проект Закона РФ "О политических партиях". Дискуссия проходила достаточно бурно, и не по всем вопросам было достигнуто общее согласие, однако обсуждение показало, что у участников встречи есть совпадающие позиции по вопросам деятельности партий и их роли в жизни общества. Это обстоятельство и способствовало в немалой степени продолжению и в настоящее время деятельности новой региональной общественно-политической организации. Недавно по предложению ряда организаций - членов Ассоциации было принято обращение к президенту России В. Путину с призывом поддержать инициативу общественно-политических сил Волгоградской области о всенародном праздновании 60-летия победы под Сталинградом (2 февраля 2003 г.).
С. Щербаткин,
Волгоград


В начало

ГОЛОСА РЕГИОНОВ


К достижению новых целей

Ставропольское региональное "Отечество" является сегодня заметным фактором политической жизни края. Организация прошла через все испытания трех избирательных кампаний: по выборам депутатов Государственной Думы РФ, президента России и губернатора Ставропольского края, сохранив свое лицо, честно и до конца отстаивая свои основополагающие принципы.
Позади горячка выборов краевого губернатора. Проигрыш - это печальный результат, но от "посыпания головы пеплом" мало что изменится. В серьезной борьбе неизбежны потери. Их анализ и проходит сейчас в местных организациях. Отрадно, что люди, в абсолютном большинстве, понимают, что наша организация провела избирательную кампанию корректно, честно, без вбрасывания "чемоданов компромата".
Выборы сегодня не единственный актуальный вопрос. В регионе обсуждаются перспективы партийного строительства. Мнения здесь расходятся: в нашем казачьем крае само слово "партия" у многих до сих пор вызывает отторжение, хотя большинство все-таки за более высокий статус организации, за ее преобразование.
В апреле этого года Ставропольский край будет выбирать многих глав муниципальных образований и депутатов представительных органов власти, в декабре предстоят выборы в краевую Думу. Ставропольское "Отечество" намерено принять активное участие в предстоящей борьбе, добиваясь продвижения в органы власти людей наиболее достойных и способных к решению проблем села, города, края. И уже есть тому примеры. Председатель Совета Кировского районного отделения В. Докуз объединил в организации молодых, энергичных людей, ставящих перед собой серьезные цели и умеющих их достигать. Среди членов районного "Отечества" - главы муниципальных образований, депутаты, руководители предприятий. Кандидаты на предстоящих выборах глав сельских органов власти были поддержаны участниками отчетно-выборного собрания "Отечества".
На апрельских выборах выдвигается 160 кандидатов в главы муниципальных образований и 1600 кандидатов в депутаты представительных органов власти. При этом "Отечество" готово не только выдвигать своих представителей, но и поддерживать по договоренности кандидатов от других общественно-политических организаций, трудовых коллективов и инициативных групп граждан. Главный критерий при этом один: способность конкретного человека к управленческой деятельности. Но немаловажны и такие качества, как честность, патриотизм и целеустремленность.
Мы отчетливо понимаем, что только совместными усилиями всех конструктивных сил можно добиться процветания родного Ставрополья, укрепить авторитет и значимость нашей организации "Отечество".
А. Попов,
Ставрополь


В начало

Hosted by uCoz