Вестник Отечества официальный сайт "Отечества"
Официальный сайт "Отечества"

Печатный орган Политсовета Отечества
N 44

На главную страницу


ПОЗИЦИЯ
ТЕМА НОМЕРА
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ЭКОНОМИКА
ГОЛОСА РЕГИОНОВ
НОВОСТИ
Редакция газеты
Учредитель - Политсовет "Отечества"
Газета зарегистрирована Министерством РФ по делам печати
Регистрационное свидетельство № 77-1252 от 16 декабря 1999 г.
Шеф-редактор А.К.Исаев
Редактор Б.С.Романов
Отв.секретарь М.В. Введенская
Обозреватель Н.И.Дедков

Адрес редакции:
Москва, ул.Мосфильмовская, д.40
Тел. 788-6508
E-mail: press@otechestvo-hq.ru
При воспроизведении материалов ссылка на "Вестник Отечества" обязательна

Верстка сетевой версии: В.Б.Летаев vol@otechestvo-hq.ru


Свои отзывы, замечания и пожелания вы можете оставить в гостевой книге нашего сайта
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
ПОЗИЦИЯ


Юрий Лужков о "Единстве" и "Отечестве"

В очередном выпуске телепередачи "Лицом к городу" на канале ТВЦ лидер "Отечества" Юрий Лужков ответил на вопрос о том, должны ли мы забыть признанные сегодня факты нечестной приватизации, тайного финансирования некоторых политических организаций и движений. Лужков Ю. М.
- Как можно согласиться и стереть из народной памяти то, что было сделано незаконно: приватизацию, финансовые пирамиды? Березовский говорит о том, что надо забыть "Тибет", МММ, "Чару", ограбивших людей. Я абсолютно не согласен с этими призывами Березовского. В одном лишь я могу согласиться с Березовским: в том, что "Единство" - одноразовая партия, без идеологии и собственной философии. Сегодня они предлагают не строить государство, а борются за лакомую долю власти. Далее ведущий передачи спросил: - Не повторяются ли во многих шагах президента, в его экономической политике и политике государственного строительства программные идеи "Отечества"?
- После тяжелой и грязной предвыборной кампании наш блок "Отечество - Вся Россия" очень трудно воспринимал президента. Однако сегодня "Отечество" с полным удовлетворением воспринимает то, что делает президент. Центральный Совет нашей организации, высказав В.Путину доверие, изложил целый ряд условий поддержки. Это укрепление вертикали государственной власти, развитие и решение социальных проблем, приведение в порядок законодательства РФ; борьба с олигархами, которые нечестным образом ведут свой бизнес, пересмотр результатов приватизации, которая была осуществлена незаконно, борьба с пирамидальщиками и т.д. Я с уверенностью могу сказать, что сейчас Владимир Владимирович решает эти проблемы, и мы его поддерживаем.
Соб. инф. по материалам телеканала ТВЦ


В начало

ТЕМА НОМЕРА


ЗАКОН О ПАРТИЯХ: ПРАВИЛА ИГРЫ НА ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛЕ ЕЩЕ НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ

Совсем недавно в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему "О концепции проекта федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности". Отношение в обществе к предлагаемой концепции не совсем однозначно. Одна из газет, так сказать, демократического толка прямо написала, что реализация этой концепции лишь закрепит самовластие Кремля, открыв ему новые возможности для политического манипулирования. Сегодня своими впечатлениями о парламентских слушаниях делится депутат Государственной Думы фракции "Отечество - Вся Россия", секретарь Политического совета организации "Отечество" Александр Владиславлев. Владиславлев А. П.
Я бы не спешил на основании газетных публикаций делать те или иные выводы. Тем более что видеть во всем руку Кремля стало для некоторых наших изданий уже традицией. Разумеется, не может быть и речи о каком-то искусственном сужении политического поля, на которое допускалось бы лишь ограниченное число крупных партий. Но законодательно определить правила игры на этом поле - прямая задача власти. Здесь мы и так явно запаздываем.
Сегодня в стране - и это наглядно показали последние парламентские и президентские выборы - по существу, нет даже зачатков гражданского общества, а наша политическая система по-прежнему напоминает собой лоскутное одеяло, трещащее под напором тянущих его на себя сил. Каждый играет только сам за себя, не понимая, что он является участником единого политического процесса. Вот такая мозаичность российского политического спектра как раз и устраивает политических манипуляторов. Им куда легче "работать" с карликовыми партиями, не имеющими опоры в массах, всегда готовыми идти туда, куда позовут.
Так что концепция упомянутого выше закона родилась не на пустом месте. Судя по всему, в обществе складывается консенсус по поводу необходимости создания эффективной и работоспособной политической системы, основу которой составили бы хорошо организованные крупные партии, действительно способные влиять на то, что происходит в стране , и нести за это ответственность. Это проявляется и в стремлении всех ветвей власти ускорить разработку и принятие закона о партиях, и в форсированной подготовке новой редакции избирательного закона, и в интеграционных процессах, которые сейчас активно идут как на правом, так и на левом флангах. Но главное, пожалуй, даже не в этом. В обществе растет осознание того, что только общероссийские партии в состоянии разрешить противоречия между центром и субъектами Федерации, между региональной властью и местным самоуправлением, между государством и крупным бизнесом и т.д. Пока же эти противоречия только обостряются, и никакой административный ресурс их снять, а не загнать вовнутрь, по существу, заведомо не способен.
Теперь непосредственно о концепции закона, представленной на парламентских слушаниях. На мой взгляд, она ясна, логична, адекватна реальной ситуации в стране, и что очень важно, достаточно быстро может быть реализована. Тем не менее есть ряд принципиальных моментов, о которых мне хотелось бы сказать особо.
Первое. Я считаю, что надо изменить название закона. Вспомним, что происходило десять лет назад, когда на Съезде народных депутатов шла острейшая борьба вокруг отмены 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей диктат одной партии. Тогда это противостояние чуть было не выплеснулось на улицы. Надо ли нам снова наступать на те же грабли? Никто не может гарантировать, что с изменением политической ситуации закон о партиях как-то незаметно, сам собой не трансформируется в направлении, к сожалению, до сих пор для нас очень привычном. Поэтому я и предлагаю иное название закона - "О многопартийности в Российской Федерации"! Нам необходимо закрепить законом и всемерно защищать именно многопартийность, гарантировать право оппозиционной деятельности. Ведь мы же создаем политическую систему, основанную на многопартийности, - это целесообразно зафиксировать и в названии закона.
Второе. Конечно, принятие закона о партиях, который сейчас обсуждается в Государственной Думе, неизбежно приведет к их укрупнению. Надо, наконец, прекратить этот национальный позор, когда на парламентские выборы выходят 28 - 30 объединений, что только вносит сумятицу в головы избирателей. Вместе с тем я категорически выступаю против любых предложений, связанных с искусственным выстраиванием политической системы с ограниченным числом партий. Все равно, сколько их будет - две, три или четыре. Это абсолютно порочная логика. Совершенно ясно, что процесс укрупнения партий, существующих сегодня на политической карте России, сокращения их числа должен идти естественным путем, т.е. по мере повышения уровня политической культуры общества, а главным образом - политической культуры лидеров этих партий.
Третье. Создавая условия для укрупнения политических партий, формирования эффективной политической системы, ни в коем случае нельзя ущемлять или ограничивать права и возможности, вплоть до участия в выборах, существующих общественных объединений, независимо от числа их членов. Это в полной мере относится к региональным и местным организациям. Другое дело, что общенациональные, общефедеральные политические партии, которым уже не надо доказывать свою жизнеспособность, должны получить весьма существенные преимущества. Скажем, только они имеют право создавать избирательные блоки. Только они автоматически - без всякого предварительного сбора подписей - регистрируются для участия в предстоящих парламентских выборах. Только они финансируются из бюджета. Мне кажется, что такой подход является оптимальным. Не загоняя в угол малочисленные общественные объединения, закон в то же время будет стимулировать интеграционные процессы.
Четвертое. Необходимо обеспечить максимально благоприятные, максимально свободные условия для становления и деятельности политических партий. О чем идет речь? Народ уже по горло сыт столичными политическими тусовками, которые ничего, кроме раздражения, в глубинке не вызывают. К тому же Москва - это еще далеко не вся Россия. Без корней в регионах партии не жизнеспособны. Поэтому закон должен всемерно стимулировать создание региональных и местных отделений партий, но при этом сохранив только уведомительный порядок их регистрации.
Особая статья - средства массовой информации. Следует законодательно установить принцип равного доступа политических партий к государственным средствам массовой информации и предусмотреть механизм его реализации. Понятно, что без этого все разговоры о многопартийности обернутся пустым звуком. Что же касается частных СМИ, то здесь все будет зависеть только от самих партий. Если последние станут представлять собой реальную политическую силу, то ни одно из частных средств массовой информации не сможет их игнорировать. Иначе они просто потеряют читателей или зрителей.
Пятое. В законе должен быть жестко прописан порядок взаимодействия и взаимной ответственности партий и их представителей, избранных в органы власти. Я считаю, что это, пожалуй, один из самых принципиальных и деликатных моментов, которого наше законодательство до сих пор даже не касалось. Отсюда и стойкий антипартийный синдром, существующий сегодня в нашем обществе. Какой, дескать, от них толк, от этих партий. У них лишь одно на уме: как бы выборы выиграть, а после - хоть трава не расти. Увы, люди имеют все основания считать именно так. Я, например, не помню ни одного случая, чтобы какая-нибудь партия публично осудила своего представителя во власти, деятельность которого шла бы в разрез с интересами общества. Что ж говорить тогда о набивших уже оскомину переходах депутатов Государственной Думы, избранных по партийным спискам, из одной фракции в другую.
Конечно, было нелепо отрицать, что партии создаются для победы на выборах. Но отнюдь не только для этого. Важнейшая, на мой взгляд, задача партии - стать своеобразным мостиком между народом, а точнее, его наиболее активной, так сказать, политизированной частью, и властью. Именно партии аккумулируют интересы этой части народа, вырабатывают на их основе реальные программы развития страны.
В центре всей партийной работы, как это ни банально звучит, должен быть простой человек. Сегодня он, по существу, выведен за рамки политического процесса. У него есть право быть избранным в органы власти, но нет никаких шансов это право реализовать. Нет речи даже и о том, чтобы хоть как-то повлиять на выдвижение тех или иных кандидатов. Единственно, что дарует человеку власть со своего барского плеча, это возможность с определенной периодичностью подходить к урне для голосования.
Основной смысл многопартийности, в нашем понимании, в том и состоит, чтобы переломить эту тенденцию. Партия, работающая на регулярной основе, а не только в период избирательных кампаний, должна включить человека в политический процесс, помочь ему реализовать свои основные гражданские права. Вступая в партию, гражданин получает возможность реально контролировать власть, влиять на нее. И главное, он не одинок в этой борьбе. Он всегда может рассчитывать на товарищеское участие и поддержку, а при необходимости - и на защиту.
Разумеется, сказанное мною далеко не исчерпывает тему партийного строительства. Сегодня работа над законом продолжается. О необходимости принятия законодательного акта, раскрывающего понятие многопартийности и устанавливающего нормативные основы деятельности политических партий, недавно заявили представители 22 политических общественных объединений России. В их числе и организация "Отечество".
Конечно, мы понимаем, что многопартийность сама по себе автоматически не решает и не может решить все наши проблемы. Это лишь механизм согласования интересов, обеспечения стабильности в обществе, преемственности и предсказуемости политики, и, как всяким механизмом, им еще надо научиться умело пользоваться.
Однако давайте зададимся вопросом: а есть у нас какой-нибудь другой приемлемый выбор? Убежден, что нет. Либо многопартийность с ее неизбежными издержками, которая, не суля нам спокойной жизни, все же должна вымостить дорогу к гражданскому обществу, либо то, что мы имеем сейчас. Либо гласная и публичная выработка важнейших для народа решений с участием всех действительно массовых партий, либо эти решения будут приниматься узким кругом лиц и лишь доводиться до народа. Иного не дано.

В начало

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


Правое и левое


В прошлом веке замечательный русский композитор А. Дюбюк написал известный романс "Левая, правая, где сторона", в котором речь идет о подвыпившем господине, возвращающемся домой. Эти слова как нельзя лучше отражают ситуацию на российском политическом поле.
В прессе и среди политиков идет спор о параметрах многопартийной системы, состоящей из трех-четырех влиятельных политических партий, контролирующих весь политический спектр.
Как говорил британский политик Асквит, "партии - не лучший и не худший способ управлять страной: это единственный".
Если при Ельцине Администрация стремилась сформировать двухпартийную систему из контролируемых сверху партий левого и правого центра (НДР Черномырдина и блок Рыбкина) с вытеснением из парламента коммунистов, то у новой власти приоритеты несколько иные. КПРФ вполне вписывается в систему как оппозиция слева, СПС - справа, а власть демонстрирует свой политический центризм. Однако политологи высказывают сомнения по поводу соответствия многих политических организаций заявленным критериям в системе "правых и левых" политических координат.
Так, стало уже общепризнанным несоответствие названия партии Жириновского как либерально-демократической многим выступлениям ее вождя. И, не смотря на то, что из представленных в российском парламенте политических партий только ЛДПР называется либеральной, тем не менее, когда речь идет о либеральных политиках или демократах, имеют ввиду СПС и "Яблоко" (т. е. организации, в названиях которых не упоминаются ни либерализм, ни демократия). Да и российские реформаторы больше проявили себя как апологеты либерализации экономики, а вовсе не как последовательные сторонники парламентаризма. А заявление Ирины Хакамады "правее нас только стенка" - может вызвать, по меньшей мере, недоумение. Хотя любовь "либеральных" политиков к генералу Пиночету наглядно свидетельствует об их тяготении к авторитарным политическим методам. Однако, как правило, правые в большей степени декларируют свою приверженность национальным традициям и особенностям, чего никак не скажешь о СПС.
Еще меньше ясности и среди так называемых левых. Споры о том, является ли КПРФ действительно левой партией, можно вести бесконечно. Ее политический и идеологический имидж представляет собой чудовищную эклектику. Формальное признание демократических институтов сочетается с апологетикой сталинской модели власти. Очевидно также, что многие декларации КПРФ совершенно не вписываются в систему левых политических представлений. И дело здесь вовсе не в том, что ее лидеры называют себя государственниками, и не в том, что они изменили отношение к церкви. Коммунисты никогда не были анархистами, а Фидель Кастро помирился с Ватиканом. Взгляды же некоторых деятелей КПРФ больше напоминают программные установки праворадикального французского Национального фронта, а не его левых оппонентов из самой влиятельной коммунистической партии в Европе. Не случайно французские коммунисты направили КПРФ письмо, в котором отказались принять делегацию российских коммунистов на съезде ФКП.
Запутана ситуация и с "партией при власти". Заявляя о своей "правизне", "Единство" далеко не всегда находит общий язык с Союзом правых сил, а при избрании Председателя Государственной Думы протащило кандидатуру КПРФ. В официальных идеологических документах "Единство" именует себя партией консервативного направления. Однако неясно, что именно его идеологи хотят консервировать и как это соединить с позицией президента, настроенного на последовательные реформы как в политической системе, так и в экономической области. Конечно, в России - стране с великой духовной и культурной традицией - проблема защиты традиционных национальных ценностей весьма актуальна. Но эти вопросы могут поднимать не только консервативные партии.
Свою последовательную идеологическую позицию имеет "Отечество". Наша организация выступает за органичное соединение либеральных и социалистических ценностей, объективно занимая левоцентристские позиции. Хотя наши оппоненты высказывают сомнение в возможности соединения этих подходов, однако практический опыт деятельности социал-демократических партий Европы свидетельствует о реальности подобного курса. Тем более что в современной России задачи социальной защиты и восстановления роли государства необходимо сочетать со становлением цивилизованного рынка, развитием малого предпринимательства, либерализацией налоговой системы.
Борис Романов


В начало

ЭКОНОМИКА


МВФ - РОССИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ


Важнейшим направлением деятельности президента и правительства стал поиск решений накопившихся экономических проблем. Прежде всего это касается взаимоотношений с международными финансовыми организациями, от которых в немалой степени зависит развитие российской экономики.
В представленном МВФ докладе, посвященном анализу экономической ситуации в России, говорится, что за последний год "в России имели место впечатляющие экономические показатели". В документе подчеркивается, что эти показатели были обусловлены не только благоприятной конъюнктурой мирового рынка, и прежде всего высокими ценами на энергоносители, но и усилиями правительства по улучшению налоговых сборов, укреплению казначейского контроля за расходами, сокращению и оптимизации деятельности государственного аппарата. Согласно прогнозу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), рост ВВП в России составит в этом году 6,5%, что выше показателей экономического роста большинства восточноевропейских стран.
Главной задачей денежно-кредитной политики правительства России, по оценке экспертов МВФ, должен оставаться контроль над инфляцией. По их мнению, имеются определенные возможности для номинального повышения курса рубля. Однако значительное его повышение нецелесообразно. Такая оценка, по существу, означает одобрение проводимой руководством ЦБ взвешенной денежно-кредитной политики.
Вместе с тем эксперты МВФ отмечают "медлительность" в проведении структурных реформ российской экономики, в том числе в области реформы банковской системы. Кстати, соответствующий законопроект, касающийся упорядочения участия Российской Федерации в капиталах кредитных организаций, уже полностью подготовлен и, как ожидается, вскоре будет внесен на рассмотрение Государственной Думы. Основные концептуальные положения предложенного закона разделяет и правительство, которое сегодня ставит задачу создания государственных кредитных организаций, осуществляющих обслуживание государственных целевых программ на возвратной основе.
Что касается реструктуризации долгов России Парижскому клубу, то ее перспективы эксперты МВФ оценили весьма сдержанно. На переговорах с главой миссии МВФ Жераром Беланже в Москве было объявлено, что миссия пока не собирается рекомендовать Парижскому клубу реструктурировать долг. И сам Парижский клуб также не проявляет готовности идти на реструктуризацию долга, выдвигая при этом аргумент о том, что страна с 60-миллиардным положительным сальдо внешней торговли вполне в состоянии платить по долгам в полном объеме.
Таким образом, вырисовывается перспектива недополучения в бюджет 2001 года около 6 млрд. долларов. Если к этому добавится еще и снижение цен на нефть, то российская экономика может оказаться в сложном положении.
Группа политического анализа


В начало

ГОЛОСА РЕГИОНОВ


ПРОВЕРКА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗРЕЛОСТЬ


Наша организация прошла через все испытания жесточайшей избирательной кампании 1999 года, на себе испытала силу давления краевой партии власти. Большинство членов организации подтвердило свое участие в "Отечестве". "Отечество" на Кубани живет! Что позволило нам сохранить организацию? Какие мотивы движут людьми, вошедшими в "Отечество" одними из первых в России и остающимися в нем?
Я бы сказал так: в России сегодня есть партии крупные, но без будущего, не сумевшие создать опору в народе. "Отечество" же имеет прагматичную идеологию. России долго "не везло" с партиями власти, которые формируются вокруг представителей сырьевых отраслей - то газовиков, то нефтяников. Соответственно, и страна становилась сырьевым придатком развитого мира. Идеология "Отечества" и люди, которые возглавили организацию, придерживаются другого подхода, ориентируются на развитие отечественного производства. Российское общество неизбежно придет именно к этому пути. А значит, будущее - за нашими идеями. Есть и еще один немаловажный момент. У нас собрались люди, которые не привыкли отступать от начатого дела...
Прошедшие выборы в Госдуму стали для всех нас уроком. "Отечеству" необходимо перестраивать взаимоотношения между центральными органами и региональными отделениями, в большей степени учитывать особые условия каждого региона, тщательнее выстраивать отношения с союзниками.
Ближайшая задача Краснодарского регионального отделения - участие в местных выборах.
В начале декабря Краснодарский край будет проходить через тотальные выборы. Предстоит избрать губернатора края, мэров 15 городов, 33 главы районных администраций. По кубанскому законодательству количество депутатов в представительных органах власти значительно возросло, и часть муниципальных образований приняли решение выбирать своего главу из числа депутатов. Прямые же выборы глав в силу норм, заложенных в краевом законе, вполне могут быть признаны несостоявшимися даже после второго тура. Есть все основания полагать, что предстоящие выборы не только дадут пищу для размышлений политическим аналитикам, но и загрузят работой ЦИК, Министерство юстиции и судебные органы.
Кубань - пожалуй, единственный регион, где КПРФ, отчасти прикрывшись краевым движением, которое тоже называется "Отечество", является правящей партией. Большинство глав администраций районов - ставленники КПРФ. Над некоторыми административными зданиями вместо государственного флага Российской Федерации развивается красный. Отмечу в то же время, что в ходе последних думских выборов в двух территориальных округах победили оппоненты КПРФ и это стало для нас несомненным шагом вперед.
Предстоящие выборы на Кубани приобретают принципиальное значение как для политических партий демократической ориентации, так и для государственной власти. Вопрос состоит в том, останется ли 5-миллионный край под управлением радикалов с явными сепаратистскими тенденциями. То, что Кубань постараются сделать оплотом истинного "патриотизма", противопоставив ее "антинародному федеральному центру", отнюдь не домыслы. Попытка превратить наш регион в общенациональный плацдарм "коммуно-патриотической" оппозиции федеральной власти налицо.
Отдавать край без борьбы в руки реваншистов было бы политической близорукостью. В конечном итоге вне зависимости от конъюнктуры есть принципиальная политическая позиция и политические противники, компромисс с которыми невозможен.
В Краснодарском крае действует Координационный совет демократических партий, в который вошли "Отечество" (общероссийское), "Яблоко", СПС, РНРП (партия А. Лебедя) и НДР. Координационный совет был создан в период президентской избирательной кампании. Все названные партии (за исключением "Яблока", у которого был свой кандидат) поддержали тогда В. Путина, и с их помощью нынешний президент России на "красной" Кубани набрал больше голосов, чем Зюганов. "Единство" же сегодня переживает организационный разброд: была проведена альтернативная краевая конференция и создана организация "Единство на Кубани".
Залогом успешного противостояния радикалам в крае может стать только договоренность на уровне центральных органов центристских, социал-демократических и правых партий о поддержке единых кандидатов. Эта проблема имеет воистину государственный характер, потому что потенциально богатейший край не только до сих пор не стал "точкой развития", но может и в дальнейшем остаться "площадкой стагнации", не позволяя пяти миллионам кубанцам обеспечить себе благосостояние и достойный уровень жизни. Думаю, что в определении политики федерального центра по отношению к местным выборам важную координирующую роль может сыграть фракция "Отечества" в Государственной Думе.
Для достижения успеха в таком ключевом регионе, как Кубань, нужны как минимум государственная мудрость власти и политическая зрелость партий. Есть ли они в наличии - покажут время и избирательная кампания в декабре 2000 года.
Заместитель председателя
Совета Краснодарского регионального
отделения "Отечества" М. Савва


В начало

Hosted by uCoz