Вестник Отечества официальный сайт "Отечества"
Официальный сайт "Отечества"

Печатный орган Политсовета Отечества
N 30

На главную страницу


ТЕМА НОМЕРА
ПРЕСС-СЛУЖБА
КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ОБЩЕСТВО
НОВОСТИ
Редакция газеты
Учредитель - Политсовет "Отечества"
Газета зарегистрирована Министерством РФ по делам печати
Регистрационное свидетельство № 77-1252 от 16 декабря 1999 г.
Шеф-редактор А.К.Исаев
Редактор Б.С.Романов
Отв.секретарь М.В. Введенская
Обозреватель Н.И.Дедков

Адрес редакции:
Москва, ул.Мосфильмовская, д.40
Тел. 788-6508
E-mail: press@otechestvo-hq.ru
При воспроизведении материалов ссылка на "Вестник Отечества" обязательна

Верстка сетевой версии: В.Б.Летаев vol@otechestvo-hq.ru

Гостевая книга
Свои отзывы, замечания и пожелания вы можете оставить в гостевой книге нашего сайта
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
Официальный сайт фракции ОВР в Госдуме
ТЕМА НОМЕРА


Как объединить демократию и государство?

...Создать отлаженный партийный механизм

АЛЕКСАНДР ВЛАДИСЛАВЛЕВ, секретарь Политсовета "Отечества" в интервью корреспонденту "Сегодня" Светлане Офитовой рассказал о своем видении будущей партийной системы в России.

А.П.Владиславлев - Александр Павлович, может ли появление нового закона о партиях стать отправной точкой в формировании новой партийной системы в России?
- По-моему, для того чтобы в России сложилась действительно сильная партийная система, в первую очередь нужно объяснить людям, что такое партии и для чего они нужны. В обществе на партии стойкая и вполне объективно возникшая аллергия. Опять же КПСС еще не забыта... Людям надо объяснить, что единственным механизмом, который в цивилизованных странах (а Россия стремится стать таковой) способен сбалансировать демократические ценности с государственностью, являются партии. КПСС же никогда не была партией - КПСС была системой государственной власти.
- Как бы вы могли прокомментировать инициативу из президентского Послания Федеральному собранию о том, что кандидаты в президенты должны выдвигаться только политическими партиями?
- Ни в коем случае. Я буду против. Выдвижение президента может осуществляться любым способом. Но политические партии должны быть настолько сильны, чтобы никто не позволил даже подумать о своем выдвижении, минуя партии.
Партий должно быть немного. Как показывает мировой опыт, две - четыре, не больше. И нам надо к этому стремиться. Сегодняшняя практика, я имею в виду наличие 5-процентного барьера, свидетельствует, что в Думу проходят пять-шесть партий. И это много. Партий должно быть меньше, но они должны стать крупными, влиятельными, а для этого необходимо заручиться очень серьезной социальной поддержкой. То есть в законе нужно оговорить условия, при которых та или иная партия будет иметь право на жизнь. Хотя, конечно, формирование отлаженного партийного механизма в России будет длиться долго... Помните, что сказал Черчилль о демократии? Что это самый худший способ управления государством, но, к сожалению, лучшего никто не знает. Так вот, для того чтобы демократия привносила в общество какое-то созидание, чтобы существовала какая-то конкуренция идей, которые оздоровляют жизнь, необходимо, чтобы одновременно существовало очень сильное государство, которое эту демократию защищает, как бы это парадоксально ни звучало. Соединить же эти две ценности - демократию и государство - возможно только тогда, когда политическим механизмом является многопартийная система.
Пока у нас есть лишь политические клубы, а не партии. И повлиять на судьбу государства эти клубы не могут, и государство с такой партией считаться не будет. При этом две партии в России - очень опасно. В России не умеют договариваться.
- Каким же образом пойдет укрупнение партий?
- Без правой партии не может быть политического спектра. Невозможно и без социалистической идеи: Россия - страна общинная. Правые и левые партии начнут группироваться согласно своей идеологии. А пока эти процессы будут идти, правящей партией станет организация, находящаяся в "центре". Сегодня перед Россией стоят задачи, которые можно решить, исповедуя лучшие либеральные и социалистические ценности. Именно этого требует практическая политика. Что это реально значит? Кто-нибудь может возражать против увеличения зарплат, пенсий? Конечно, нет. Но разумный человек, поддерживая это, должен знать, где взять эти деньги. А взять их можно, приняв закон о разделе продукции, о земле, предпринять другие шаги, которые подразумевает либеральная идея...
Обеспечить баланс этих идей и должна партия. Но пока такой партии нет. "Единство" считает себя такой партией, но таковой на самом деле не является. Они - предвыборный трюк разумных политтехнологов. Это же еще опаснее КПСС последних лет. У них военная дисциплина: Рыжков против - они его исключают.
Отказ Путина от лидерства в "Единстве" свидетельствует о том, что он стремится создать что-то настоящее. Укрепление государственной вертикали необходимо. И Путин старается это сделать. Но при этом надо всемерно поддержать и местное самоуправление, ибо именно здесь человек приобщается к реальной демократии. Надо повысить регулирующую роль государства в экономике, но при этом надо сделать все для поддержки мелкого, среднего и прочего бизнеса. Надо дать возможность людям свободно зарабатывать деньги. Точно так же обстоит дело с любой другой насущной, кровоточащей проблемой, которую необходимо сегодня решать. То есть возникает главная проблема - проблема баланса и меры. И только партия может помочь реализовать все эти замыслы так, чтобы не перешагнуть черту демократических ценностей. Только партия способна реально контролировать людей, которых она направляет во власть. Сегодня главная беда страны вообще, и президента в частности, в том, что ни страна, ни президент не имеют мощных политических партий, способных возродить сильную и демократическую Россию... Кстати сказать, во имя всего этого мы и объединились в "Отечество".




В начало

ПРЕСС-СЛУЖБА


Заявление Политсовета "Отечества"


Катастрофа атомной подводной лодки "Курск" стала общей болью и бедой всех россиян. Мы глубоко скорбим о погибших моряках, соболезнуем их родным и близким.
Cо временем мы узнаем истинные причины трагедии. Но уже сейчас ясно, что положение, в которое поставлены Вооруженные силы, уровень их технической оснащенности, морально-политический настрой личного состава чреваты непредсказуемыми последствиями. Это самая реальная опасность из всех, стоящих перед страной. Президент должен немедленно принять решительные меры, чтобы обеспечить эффективное функционирование армии и флота.
Есть и другая сторона дела. В трагической ситуации мы вновь столкнулись с пренебрежением к судьбам людей, попытками скрыть правду, прикрываясь "секретностью", не допустить помощь извне. Все это вызвало справедливое возмущение сограждан.
Мы настаиваем, чтобы президент В.В.Путин провел самый строгий и честный анализ случившегося. Президент обязан сделать все необходимое, чтобы отныне и навсегда каждый соотечественник был уверен, что находится под мощной и надежной защитой государства, что власть всегда с ним искренна, что в России жизнь человека - самая высшая ценность. Только такая позиция Президента РФ может получить поддержку россиян.


В начало

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ


Искушение авторитаризмом


В последнее время пресса и политический бомонд активно обсуждают возможный поворот Кремля в сторону установления авторитарного правления в России, проблему свободы СМИ и т.д. Ставится под сомнение приверженность нового президента демократическим ценностям. В качестве аргументов нередко приводят профессиональное прошлое Путина, реформу Совета Федерации, давление властей на "Медиа-Мост", жесткую государственническую риторику.
Беспокойство по поводу возможной утраты важнейших завоеваний последних лет - относительной политической свободы и независимости прессы - можно понять. Но следует разобраться, насколько обоснованы подобные опасения.
Элементы авторитарного управления возникли задолго до избрания Владимира Путина на высший государственный пост. Роспуск Верховного Совета в 1993 году и принятие новой Конституции, написанной лично под Бориса Ельцина и наделяющей президента весьма широкими полномочиями, были безусловно классическими примерами авторитарной политики. Другое дело, что Ельцину противостояла не менее авторитарная оппозиция, и это служило в глазах либеральной общественности индульгенцией для многих действий Кремля. Однако авторитаризм Ельцина хотя и обеспечивал проведение рыночных преобразований, тем не менее не столько был инструментом укрепления государственности в целом, сколько служил сохранению личной власти президента и его близкого окружения. Слабость государственных институтов новой России перед лицом острейших проблем как внутреннего, так и внешнего характера была очевидна.
Созданное по инициативе Юрия Лужкова общественно-политическое объединение "Отечество" провозгласило идею соединения свободы и сильного государства, призвало к восстановлению авторитета государственных институтов, четкому определению приоритетов национального развития.
Многие идеи "Отечества" новая власть взяла на вооружение. Но в условиях слабости демократических традиций сама по себе совершенно правильная политика по укреплению государства таит немало опасностей. У власти может возникнуть искушение решать все вопросы без оглядки на общественное мнение. К тому же многие установки социально-экономического характера, декларированные в программе, разработанной группой Германа Грефа, связанные с сокращением социальных обязательств государства, будут способствовать усилению авторитарных тенденций.
Совершенно очевидно и то, что проведение либеральной экономической политики невозможно при сохранении сложившейся системы, позволяющей нарушать федеральное законодательство в ряде регионов и национальных республик. Более того, сохранение подобной ситуации угрожает целостности Российского государства.
Те из критиков власти среди либеральной интеллигенции, кто еще недавно оправдывал деяния Басаева, называя его "Робином Гудом", вряд ли заслуживают доверия. Но не стоит заигрывать и с идеологами ранее "непримиримой оппозиции", видящими идеал Великой державы в диктаторских режимах прошлого. Нельзя допустить, чтобы патриотические идеи и ценности демократии и открытого общества снова стали противостоять друг другу. И задача нашей Организации - формировать в обществе правильное понимание этой проблемы.
Борис Романов



В начало


ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС


Политические последствия трагедии


Политическая жизнь страны сузилась до одной болевой точки. Трагедия подводной лодки "Курск" не просто стала шоком для общества, но и во многом переменила систему политических координат, сформировавшуюся за последние месяцы.
Впервые Владимир Путин столкнулся с негативным информационным фоном - общественное мнение и СМИ, за редким исключением, отрицательно оценили поведение президента в ситуации, когда неумолимо сокращалось время, отпущенное на спасение подводников. Должен ли был Путин прерывать свой отпуск и лететь в Москву или Североморск? Какие решения он был обязан принять? Впервые такие вопросы обсуждались подробно, и главное публично. "Проснувшееся" общественное мнение - вот один из важнейших результатов драматических событий.
Скорее всего, алгоритм поведения Путина в этой ситуации был вполне рациональным. В самом деле, высшему руководителю незачем лично участвовать в спасательной операции, отвлекать от дела специалистов, тащить за собой обязательную многочисленную свиту. Однако кремлевские политтехнологи не учли политическую составляющую вопроса.
События последних дней показали, что та искусственная харизматичность, которую усердно накачивали профессиональные "пиарщики", так и не стала для самого Владимира Путина органичной, "своей". Он по-прежнему лучше чувствует себя в роли топ-менеджера, высшего должностного лица; костюм "отца нации" ему неудобен и великоват.
В результате аналитики впервые заговорили о недолговечности президентской карьеры. Правда, реалистически мыслящие эксперты предсказывают падение президентского рейтинга лишь на 5 - 7 процентов, но дело, конечно, не в этих цифрах. Дело - в сломе самоуверенной победительности, которая преобладала в настроениях кремлевской команды.
Первый серьезный сбой, разумеется, не означает, что путинские политические менеджеры моментально сменят стратегию и тактику. Слишком уж глубоко эшелонированный и дорогостоящий проект осуществляется. Но, как и в случае с подводной лодкой, кое-кому стоит более трезво оценить ситуацию с аварийно-спасательными средствами. Ведь в какой-то момент их может просто не оказаться в наличии...
Как это всегда бывает и в жизни, и в политике, кто-то пытается "наварить" на трагедии дивиденды. Так, Б.Березовский известил о создании им благотворительного фонда "Подлодка "Курск"" размером в 1 миллион долларов. Однако все мало-мальски значимые предприниматели открещиваются от этой инициативы, предпочитая оказывать помощь родственникам погибших моряков напрямую. Заметим, что данная ситуация - своего рода "звоночек" для создаваемой Березовским "конструктивной оппозиции". Уже понятно, что серьезные люди в эту "оппозицию" не пойдут и вкладывать деньги в нее не станут.
Точно так же и лидеры "традиционной", левой оппозиции использовали трагедию как очередной повод для призывов к возврату в лоно "государственного патриотизма" в классическом советском понимании.
Позиция "Отечества", думается, должна быть предельно тактичной и сдержанной. Пока досконально не выяснены причины катастрофы, пока не улеглись эмоции, раздавать политические оплеухи по крайней мере неуместно. Главное, что мы обязаны потребовать у власти, - адекватно реагировать, не запаздывать с принятием необходимых решений, цена которым - жизни людей.
Владимир Сергеев



В начало

ОБЩЕСТВО


В зеркале социологии


В мае - июле 2000 года 40 региональными отделениями "Отечества" проведен опрос с целью выявления настроений реального и потенциального электората Организации.
В ходе социологического исследования было опрошено 5077 человек, в том числе 2500 голосовавших за блок ОВР на выборах в декабре 1999 года.
На вопрос об изменении отношения к избирательным объединениям, которым было отдано предпочтение на выборах в Госдуму, 58% респондентов, голосовавших за ОВР, ответили, что их отношение не изменилось. Однако при этом только 10% опрошенных изменили отношение к "Отечеству" в лучшую сторону, а около 20% - в худшую.
Подобная негативная динамика настроений требует от Организации в целом, и особенно от региональных отделений, определенных выводов и исправления складывающейся электоральной ситуации. Необходимо, в частности, чаще доносить до членов Организации и жителей регионов позицию Лидера "Отечества" по актуальным вопросам жизни страны, активно информировать людей о реальных делах представителей "Отечества" в Госдуме по защите интересов малоимущих слоев, малого бизнеса, науки и культуры.
Отрицательный баланс оценок имеют также КПРФ и "Яблоко" (22% респондентов заявили, что их отношение к "Яблоку" изменилось в худшую сторону, что является максимальным результатом в этой графе опроса). Положительный баланс смены оценок - у "Единства" (отношение изменилось в лучшую сторону - 18%, в худшую - 10%).
Деятельность президента Путина электорат "Отечества" в целом одобряет (25% - "да", 33% - "скорее да" и только 4% - "нет").
Любопытно, что даже среди электората КПРФ положительные оценки действий Путина несколько выше отрицательных. И, естественно, наиболее высокий авторитет действия Путина имеют у сторонников "Единства".
О чем свидетельствуют экономические приоритеты электоральных групп различных объединений?
Обращает на себя внимание тот факт, что среди электората "Отечества" по сравнению с электоратами других избирательных объединений наибольший удельный вес имеют сторонники социально ориентированной экономической модели (более 50%).
Эти данные позволяют сделать вывод о наличии у нашего электората устойчивых социально-политических приоритетов и о том, что его политический выбор носит осознанный и идеологически обоснованный характер.
Несколько меньше сторонников социально ориентированной экономической системы (45%) среди электората "Единства".
Эти цифры убедительно показывают, что социально-экономические предпочтения сторонников "Отечества" и "Единства" в существенной степени совпадают, что говорит о значительном пересечении электоратов двух центристских партий.
Наибольший процент приверженцев либерально-рыночной модели (более 40%) у правых, а большинство (57%) электората КПРФ отдает предпочтение экономической системе, существовавшей до 90-х годов.
Подтверждают близость электоратов "Отечества" и "Единства" результаты опроса по вовлеченности в процессы рыночной экономики: 29% сторонников обеих партий связаны с предпринимательской сферой; бюджетники составляют 41% членов "Отечества", несколько больше их удельный вес в "Единстве" - 48%.
Это означает, что предстоит серьезная борьба за электорат с "Единством", и позиции "Отечества" в данном случае весьма сильны. Элементы рыночного радикализма в программе, подготовленной группой Грефа, и в думской деятельности проправительственной фракции говорят сами за себя и противоречат социально-экономическим приоритетам сторонников "Единства". Задача "Отечества" - разъяснять этот факт избирателям, используя пропагандистские и аналитические материалы.
В то же время следует подчеркивать совпадение позиций "Отечества" и политики президента в области укрепления государства, борьбы с коррупцией и лоббистским влиянием ряда представителей крупного бизнеса на властные структуры.
Данные опроса о возрастных различиях в электоральных группах свидетельствуют, что более 50% наших сторонников - люди среднего возраста (от 30 до 50 лет). Сторонниками "Отечества" являются граждане активного трудоспособного возраста, подавляющее большинство которых (78%) еще не перешагнуло пятидесятилетнего рубежа. При этом 27% всех сторонников Организации составляет молодежь до 30 лет.
Наибольший процент молодежи среди сторонников (45%) отмечается у правых, наибольший процент пожилых - у КПРФ.
В целом данные социологического опроса свидетельствуют о прочности положения "Отечества" и о наличии у Организации весомого потенциала.
Группа социологического анализа



В начало

НОВОСТИ


Наша сила в регионах


18 августа состоялось первое селекторное совещание с председателями Советов региональных отделений "Отечества", посвященное участию в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В состоявшейся беседе участвовали представители Ставропольского края, Астраханской, Брянской, Владимирской, Калининградской, Курганской, Тульской, Ульяновской, Челябинской и Читинской областей, а также секретари Политсовета организации: А.П.Владиславлев, В.В.Володин, А.Н.Царегородцев, В.И.Тополя.
Сегодня перед "Отечеством" стоит серьезная задача - проявить свою политическую силу в регионах. Избирательные кампании в органы местной власти в последние месяцы этого года пройдут в 33 субъектах Федерации.
Участие региональных отделений в местных выборах обязательно - это неоднократно подчеркивал В.Володин. Однако в нынешнем году, как заметил парламентский секретарь, "мы не будем гнаться за количеством, а будем отстаивать качественную составляющую". Это и определит политику действий "Отечества" в предстоящих избирательных кампаниях.
Особенно в состоявшейся беседе подчеркивалась важность участия председателей региональных отделений организации в выборах в законодательные и исполнительные органы местной власти.
Руководитель регионального отделения - это публичный политик, которого должны знать и авторитет которого может быть подкреплен реальными властными полномочиями. Уже сегодня среди региональных лидеров (Волгоградской, Рязанской областей и Ставропольского края) есть достойные кандидаты, которые могут составить серьезную конкуренцию своим оппонентам на местных выборах.
Поддержка других кандидатов возможна лишь в тех случаях, если выдвинутый претендент разделяет идеологию и позиции "Отечества", а также готов взять на себя определенные договорные обязательства по оказанию взаимопомощи. Показателен в этом плане опыт Владимирского регионального отделения, которое поддерживает действующего губернатора области. В результате политических консультаций и переговоров владимирцам удалось достичь гарантий вхождения в местные органы власти.
Для достойного участия в выборах "Отечество" окажет региональным отделениям всемерную поддержку. Лидер организации Юрий Лужков проведет ряд консультаций с участниками избирательных кампаний и кандидатами на посты губернаторов и мэров российских городов, что в очередной раз подчеркивает важность предстоящих выборов, которые и определят роль организации в российской политической жизни.
Чуть позже состоялось еще одно селекторное совещание председателей Советов региональных отделений, входящих в Уральский федеральный округ. В ходе совещания, которое вел Секретарь Политсовета "Отечества" А.Владиславлев, обсуждались различные вопросы партийного строительства организации: проект новой редакции Устава, проведение сверки рядов, аттестация руководящих кадров, укрепление роли местных отделений и территориальных групп, участие региональных организаций в выборах в местные органы власти и другие. Прошедшее в конструктивной атмосфере совещание подтвердило курс региональных отделений "Отечества" на качественное укрепление состава Организации, активное участие в выборах всех уровней и планомерную работу по преобразованию в партию.
Соб. инф.




В начало

"Учиться Закону, Свободе, Согласию"


23 августа в Московском доме общественных организаций состоялось заседание "круглого стола" на тему "Международное сотрудничество и национальная доктрина образования".
Организаторами встречи стали Министерство образования РФ, Департамент международных связей, Комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы, Консультативный совет общественных объединений и организаций России при Политсовете "Отечества", Московское бюро ЮНЕСКО.
С кратким вступительным словом перед собравшимися выступил Секретарь Политсовета "Отечества" Александр Владиславлев. В частности, он отметил, что "Отечество" постоянно уделяет внимание проблемам образования и профессиональной подготовки молодежи.
Он обратился к присутствующим с предложением развернуть общероссийскую кампанию: "Учиться Закону, Свободе, Согласию", подчеркнув, что это послужит прочной основой для формирования полноценного гражданского общества.


В начало

Hosted by uCoz